Аварийная карточка на опасные грузы содержит много полезной информации, но нужна ли она и как оправдать её отсутствие при осуществлении перевозки автомобильным транспортом

Аварийная карточка на опасные грузы содержит

Достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией привлечения к административной ответственности автоперевозчиков опасных грузов по части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ за отсутствие аварийной карточки. И главный аргумент, оправдывающий её отсутствие – «аварийная карточка не требуется, так как она заменена на письменные инструкции». Это не совсем верно, а точней совершенно не верно.

Так что же необходимо сказать сотруднику контрольно-надзорных органов, чтобы отстоять свои законные права и избежать штрафа? Является ли отсутствие аварийной карточки при перевозке опасных грузов основанием для штрафа? Когда должна быть аварийная карточка в поездке, а когда можно её оставить на базе? Чем отличается аварийная карточки на опасный груз и письменные инструкции?

В данной статье постараемся разобраться с перечисленными документами и тем, как избежать штрафстоянки за отсутствие аварийной карточки.

Содержание:

1. Требования нормативных документов в 2020 году
2. Законные способы избежать штрафа – их всего 2
3. Аварийная карточка на опасный груз содержит…
4. Основные минусы письменных инструкций
5. В чем разница и схожесть аварийной карточки и письменных инструкций
6. Где взять правильные документы

Требования нормативных документов в 2020 году

Для начала, давайте разберемся с нормативными документами, содержащими требования по аварийной карточке и письменным инструкциям!

Допог 2019
Допог 2019

С письменными инструкциями все просто – требование иметь их явно указано в ДОПОГ! С аварийной карточкой значительно сложнее.

Понятие аварийной карточки было введено в Приказе Минтранса РФ от 08.08.1995 №73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

Из этого нормативного документа понятие аварийной карточки появилось в следующих документах:

  1. Федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-16), утвержденные Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 сентября 2016 года N 388.

Согласно п. 5.9.4. Водитель и (или) лицо, сопровождающее груз (или ответственный за сопровождение груза), обязаны иметь при себе сопроводительную документацию с учетом требований, приведенных в пункте 5.13, и аварийную карточку. Госкорпорацией «Росатом» были разработаны и утверждены приказом от 14.03.2011 № 1/183-П две аварийные карточки 701 и 702, на все перевозимые опасные грузы класса №7. Бесплатно заказать данные карточки можно на портале Опасник.Ру (откроется в новой вкладке).

  1. В п. 20.8.9 и 20.8.10 Приложения 8 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» говорится, что при эксплуатации транспортное средство для перевозки опасных грузов должно оснащаться указанными в аварийной карточке:
  • средствами нейтрализации опасных грузов;
  • средствами индивидуальной защиты членов экипажа;
  • специальными средствами обеспечения безопасности.
  1. В КоАП РФ в части 1 статьи 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов ясно сказано, что «Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим … аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов … влечет наложение административного штрафа».

 

Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 №73 был отменен в 2016 году, но из прочих документов, перечисленных выше, понятие аварийной карточки никуда не делось.

Стоит отметить, что ни одним нормативным актом, аварийная карточка не заменялась письменными инструкциями – это два абсолютно разных документа.

Непосредственно в ходе перевозки иметь аварийную карточку требуется только в случае 7-го класса опасных грузов.

При перевозке других классов опасных грузов автомобильным транспортом, обязательности наличия на транспортном средстве аварийной карточки нет! Хоть в статье 12.21.2 КоАП РФ и предусмотрено административное наказание за отсутствие аварийной карточки, но фраза «…предусмотренных правилами перевозки опасных грузов…» все меняет – правилами перевозки опасных грузов не предусмотрено наличие аварийной карточки при перевозке опасного груза!

Вместе с тем, что хоть на транспортном средстве карточки может и не быть, но она должна быть в принципе, ведь транспортное средство оснащается в соответствии с информацией в аварийной карточке (ТР ТС 018/2011). Она может быть в офисе перевозчика, на базе транспортных средств, но быть должна!

Законные способы избежать штрафа за аварийную карточку – их всего 2

В анализе нормативных документов мы привели основания, почему у водителя транспортного средства, перевозящего опасный груз, может не быть с собой аварийной карточки. А теперь представите ситуацию на дороге.

Инспектор Ространснадзора, при проведении транспортного контроля, пользуется программой СКАТ-ТК, которая исключает требование наличия карточки. Инспектор ДПС который пользуется электронным справочником ДОПОГ- программой «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке), тоже не будет спрашивать про карточку. Но сотрудников Ространснадзора мало, и инспекторов ДПС, хорошо знающих ДОПОГ или пользующихся электронным помощником так же не много.

 

Инспектор и машина

Чаще всего инспектор имеет под рукой только КоАП РФ, а вернее набор статей по которым он может выносить постановления. И там он видит только фразу:

«Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим… аварийной карточки системы информации об опасности…»

и тут же, при отсутствии оной, пытается применить статью!

В этом случае есть только 2 способа избежать штрафа:

  1. Подготовиться к разговору с инспектором, а это значит, что надо:
    1. Четко знать требования нормативных документов, приведенных выше и уметь их донести до представителя власти;
    2. Быть готовым к предъявлению средств нейтрализации груза, средств безопасности и средств защиты;
    3. Выразить готовности выслать аварийную карточку по официальному запросу.
  2. Предъявить аварийную карточку. К аварийным карточкам жестких требований нет, их не сложно разработать самостоятельно или поручить специалистам (это не дорого).

 

Первый путь видится чрезмерно сложным, по сравнению с тем, чтобы захватить эту карточку с собой в рейс.

Поэтому мы настоятельно советуем, во избежание ненужных проблем, разработать и возить аварийную карточку на транспортном средстве при совершении перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Тем более, что сделать карточку не очень сложно.

Аварийная карточка на опасный груз содержит…

Аварийная карточка системы информации об опасности (СИО) содержит всю основную информацию о грузе. В отличии от письменных инструкций, разработанных для отдельных знаков, аварийная карточка содержит сведения именно о транспортируемом грузе, а не общие сведения о классе грузов.

В Аварийной карточке информация о грузе, о действиях в случае чрезвычайных ситуаций представлена определенным набором пунктов. Причем есть обязательные пункты и не обязательные.

Полный перечень пунктов взят из Приказа Минтранса РФ от 08.08.95 № 73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» приложение 7.5. Хоть документ, как говорилось выше, отменен, но новой формы никто не предложил.

Обязательные же пункты, а точнее блоки информации, берем из действующего документа ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

В итоге получается, что аварийная карточка на опасный груз содержит следующую информацию:

СодержаниеОбязательность
1.Наименование груза+
2.Класс опасности
3.Код экстренных мер
4.№ ООН+
5.Физические свойства
6.Температура кипения
7.Температура плавления
8.Летучесть
9.Плотность паров
10.Плотность
11.Растворимость в воде
12.Знак опасности на конкретный перевозимый груз
13.Температура вспышки
14.Температура самовоспламенения
15.Область воспламенения паров
16.Пределы воспламенения
17.ЛД50 при попадании внутрь
18.ЛД50 через кожу
19.ЛБ50
20.Воздействие на кожу и слизистые
21.Экологическая безопасность
22.Рекомендуемые огнегасительные средства

·         при пожаре

·         при возгорании

23.Запрещенные огнегасительные средства
24.Меры первой помощи

·         при вдыхании

·         при остановке дыхания

·         при попадании в глаза и на кожу

·         при проглатывании

25.Индивидуальные средства защиты

·         органов дыхания

·         глаз

·         кожи

+
26.Способы и средства обезвреживания+

 

Пример первой страницы аварийной карточки представлен на рисунке ниже.

Пример первой страницы аварийной карточки
Пример первой страницы аварийной карточки

Аварийная карточка содержит практически все основные поля паспорта безопасности вещества и, как следствие, карточку удобно формировать на основании паспорта безопасности вещества.

Что такое письменные инструкции на перевозку опасного груза и почему они бесполезны

Письменные инструкции создаются как памятка для водителя и тех, кто окажется в непосредственной близости от места происшествия. В документе сказано, что необходимо делать для минимизации последствий чрезвычайной ситуации для себя и окружающей среды. Эти инструкции должны быть под рукой у водителя и не пострадать в результате происшествия.

Письменные инструкции
Письменные инструкции

Форма и содержание письменных инструкций не зависят от конкретного перевозимого груза. Письменные инструкции при перевозке опасных грузов должны быть всегда, кроме перевозок в соответствии с изъятиями (перевозки в ограниченных и освобожденных количествах, в соответствии с пунктом 1.1.3.6 ДОПОГ и прочие). Они должны соответствовать приведенному в разделе 5.4.3.4 ДОПОГ образцу по форме и содержанию.

Недопустимы черно белые и устаревшие. Разрешается уменьшение размера документа.

Инструкции создаются для всех знаков опасности и содержат следующие разделы:

  1. Меры, предпринимаемые в случае аварии или чрезвычайной ситуации – общий набор действий, который требуется выполнять всегда
  2. Общие характеристики опасных веществ и Указания по укрытию, самозащите и действиям с продуктом – информация представлена в виде таблицы, в зависимости от знака опасности.
  3. Средства индивидуальной и общей защиты для знаков опасности

Проблема в применении письменных инструкций в том, что несмотря на достаточно понятный перечень операций, водитель теряется в их применении из-за значительного количества оговорок и условий. Письменные инструкции не содержат четкого порядка действий при аварийной ситуации с конкретным веществом!

С точки зрения обеспечения безопасности письменные инструкции слишком общий документ, который если и служит цели, то незначительно, а может наоборот, стать причиной не правильных действий, особенно в состоянии человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию.

Вот лишь несколько примеров, когда слепое следование документу может только усугубить ситуацию:

  1. при происшествии с газами в письменной инструкции рекомендуется избегать низких мест. Но гелий, водород, метан, аммиак, ацетилен, этилен легче воздуха и поэтому именно низкие места безопасны.
  2. метиламин безводный (UN 1061) при перевозке не маркируется знаком опасности образца 2.3, а значит, по письменной инструкции, и не обязательна маска с фильтром. Однако это вещество смертельно при дыхании и включено в список сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ или АХОВ) директивой начальника штаба гражданской обороны ДНГО № 3 от 4.12.1990 г. При его перевозке у члена экипажа обязательно должен быть противогаз и первое, что должен сделать водитель, это одеть его.
  3. Имеются вещества, физические свойства которых зависят от окружающей среды. Так, например, синильная кислота (UN 1051) имеет температуру кипения 26,7оС. При этом, пары вещества легче воздуха и, как следствие, характер действий водителя будет зависеть от учета множества факторов, которых в инструкциях нет. Например, «В прохладу, избегать низких мест, а в жару в них спасаться».

 

Не случайно, третий столбец письменных инструкций, предусматривает адаптацию документа с учетом специфики перевозимого груза.

Сравним оба документа по набору информации

Как уже говорилось в статье, в отличии от письменных инструкций, аварийная карточка содержит сведения именно о транспортируемом грузе и действиях по предотвращению негативных последствий именно от него, а не общие сведения о классе грузов.

 Содержание Аварийная карточкаПисьменные инструкции
1.Наименование груза+
2.Знак опасности++
3.Код экстренных мер+
4.Физические свойства+
5.Опасности и риски для человека++
6.Рекомендуемые огнегасительные средства+
7.Запрещенные огнегасительные средства+
8.Меры первой помощи+
9.Способы и средства обезвреживания+
10.Индивидуальные средства защиты++
11.Меры предпринимаемые в случае аварии или ЧС++
12.Указания по укрытию, самозащите или действиям с продуктом+

И как мы видим из сравнения, в письменных инструкциях отсутствует наименование груза, а знаков опасности приведено несколько. Для каждого знака опасности в производственной инструкции описаны и средства защиты и действия в случае аварии. То есть, письменные инструкции, это некий универсальный справочник, а не конкретная инструкция к действию.

Получается немного не логично, но письменные инструкции обязательно иметь при перевозке опасного груза, хотя не факт, что они содержат полезные инструкции по действиям в случае чрезвычайной ситуации с конкретным перевозимым грузом,

а в отношении аварийной карточки, которая дает четкую, понятную информацию по перевозимому веществу есть правовые неопределённости.

Где взять правильные аварийные карточки и письменные инструкции

Аварийная карточка на опасные грузы содержит нужную, а иногда и жизненно необходимую информацию о перевозимом грузе. И, еще раз, мы советуем делать на каждый перевозимый груз качественную правильную карточку.

Письменные инструкции должны быть – это требование ДОПОГ и письменные инструкции должны быть правильными – от этого так же может зависеть жизни людей!

Перевозчики опасных грузов зачастую не сильно заботятся о том, чтобы адаптировать письменные инструкции под конкретный перевозимый груз. Ведь нормативные документы требуют только наличия инструкций, а подстроен документ под конкретный груз или нет не проверяют. Как следствие, не очевидно, что эта инструкция поможет при возникновении чрезвычайной ситуации.

А вот четко изложенный в Аварийной карточке порядок действий водителя в экстремальной ситуации, с большей долей вероятности, может помочь не только в ликвидации последствий аварии, но и в сохранении имущества владельца автомобиля.

Когда речь идет о жизнях людей, то мелочей не бывает, и тем более избыток информации никак повредить не может, а может наоборот, помочь в решающий момент. Поэтому, найдите время или деньги на создание требуемых документов перед тем, как отправить водителя в рейс.

На сайте Опасник вы можете заказать:

  • составление аварийной карточки на определенный груз (пока бесплатно);
  • адаптацию письменной инструкции под определенный груз;
  • плакаты – визуализация письменных инструкции по отдельным группам грузов;

Аварийные карточки 701 и 702, на все перевозимые опасные грузы класса 7 разработаны и могут быть высланы вам по запросу бесплатно.

В программе «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке) имеется функционал по формированию аварийной карточку на радиоактивные грузы (7 класс).

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте (откроется в новой вкладке). В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки ОГ, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *