Нередко, для поставщика опасного груза становится неожиданностью, что грузополучатель требует, вместе с прочей документацией на груз, еще и паспорт безопасности химической продукции. И аргументируется это, как правило тем, что это обязательный документ и должен быть в наличии!
Сотрудники контролирующих органов так же частенько требуют от водителя паспорт безопасности при проверке на дороге. Пока за отсутствие паспорта безопасности не штрафуют, но уже скоро ситуация поменяется.
Давайте разберемся, что такое паспорт безопасности, как его оформить, когда у кого он должен быть и кто может его требовать!
Содержание:
- Происхождение термина
- Что содержится в паспорте безопасности
- Паспорт безопасности химической продукции — оформление
- Контроль на дороге
- Паспорт безопасности – обязательно ли иметь при перевозке
- Заключение
Происхождение термина
Понятие «Паспорт безопасности вещества» было введено в оборот ГОСТ 30333-95 еще в 95 году, как следует из цифр ГОСТа. Определение поменялось в 2007 году и с тех пор правильного говорить: «Паспорт безопасности химической продукции» (стандарт ГОСТ 30333-2007). С сентября 2024 будет действовать ГОСТ 30333-2022.
Стандарт ГОСТ 30333-2007 соответствует Рекомендациям ООН ST/SG/AC.10/30/Rev.1 «Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС). В Евросоюзе действует полный аналог — Паспорт безопасности химической продукции (MSDS) иногда просто SDS (SafetyDataSheet). Он пока принимается и в России. Однако, в скором времени все импортеры должны будут озаботиться получением российских паспортов безопасности.
Для любой химической продукции паспорт безопасности является обязательным документом, в котором указано, как безопасно обращаться с веществом.
Следует обратить внимание, что паспорт безопасности составляется только на вещества. На изделия и радиоактивные материалы не составляется. Кроме того, паспорт безопасности не составляется на инфекционные вещества класса 6.2.
Содержание паспорта безопасности
Информация в паспорт разложена точно по нумерованному списку и должна приводится в последовательности и в соответствии с требованиями, указанными в ГОСТ 30333-2007.
Для подготовки перевозки, для консультанта по безопасной перевозке опасных грузов, особенно важна информация, указанная в пунктах 7 и 14. В пунктах должно быть расписано подробно о требованиях к перевозке, погрузке и хранению вещества.
А также п. 12, в котором указаны данные об опасности вещества для окружающей следы, на основании которых делается вывод о необходимости нанесения знака вещества, опасного для окружающей среды. При этом, следует учитывать, что согласно паспорту безопасности, вещество может быть отнесено к веществам опасным для окружающей среды, но при перевозке маркировка знаком вещества опасного для окружающей среды проводиться не должна. Так, не учитываются свойства веществ:
— разрушающие озоновый слой;
— влияющие на пищевую ценность сельскохозяйственной продукции;
— имеющие большой срок распада (персистентность) в почве и растениях;
— обладающие токсичностью для почвенных организмов.
Пункты 4, 5, 6 помогут консультанту провести инструктаж экипажа транспортного средства на предмет оказания первой помощи, недопущению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании данных паспорта легко составляются документы, необходимые для перевозки, такие как аварийная карточка и прочие. В отличии от аварийной карточки, паспорт безопасности содержит информацию о производителе, кодах опасности, составе вещества, условиях хранения, удалении отходов.
Для инспекторов ГИБДД и Госавтодорнадзора основной интерес представляет пункт 14, где указан и номер ООН, и наименование, и класс опасности, и многое другое.
При этом, наиболее грамотные инспекторы обращаю внимание и на иные разделы паспорта безопасности. Нередко значения результатов проведенных испытаний свидетельствуют о том, что данный груз может быть классифицирован несколько иначе, чем это решили разработчики паспорта.
Оформление паспорта безопасности химической продукции
Для оформления паспорта безопасности производителю продукции необходимо не только разработать паспорт, но и зарегистрировать документ. Регистрация документа проводится в ФГУП «ВНИЦСМВ» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 4547), позднее назван ФГУП «ВНИИ СМТ».
Производитель продукции может, как сам разработать паспорт безопасности, так и отдать эту работу в один из центров по сертификации. Цена на составление и регистрацию паспорта колеблется от 10 до 20 тысяч рублей.
Если химическая продукция не уникальная, то имеет смысл примеры паспортов поискать в интернете.
Многие разработчики паспортов безопасности откровенно лукавят, указывая, что данный документ требуется ДОПОГ. Правила перевозок опасных грузов, в том числе ДОПОГ устанавливают требования к уже классифицированным веществам, а паспорт безопасности является документом, подтверждающим прохождение идентификации. Впрочем, ряд позиций с уже определенными неизменными свойствами (например, UN 1203 Бензин моторный) для организации перевозки подтверждения в виде паспорта безопасности не требует. И напротив, перевозку растворов, смесей и большинства позиций Н.У.К. без паспорта безопасности осуществить просто невозможно.
Часто приходится сталкиваться с наличием в паспорте безопасности срока действия. Это также неправильно. Паспорт безопасности действует бессрочно. Однако, срок действия разрешения на использование химической продукции установлен 5 лет. И может сложиться ситуация, когда паспорт действует, а продукция к использованию запрещена.
Контроль на дороге
Когда инспектор останавливает транспортное средство с какой-то химией, получить информацию о веществе он может только из паспорта безопасности. В товарно-транспортной накладной может быть любое условное наименование химии, например, «Северная акация». А что под этим подразумевается, какой процентный состав вещества в цистерне, не известно!
Предусмотрены процедуры административного расследования, идентификации вещества, но эти пути трудоемки для инспектора и результат таких действий неизвестен. Поэтому, в случаях, когда паспорт безопасности отсутствует, чаще всего, инспектора предпочитают не заморачиваться и отпускают транспортное средство.
Потребовать паспорт безопасности химической продукции инспектор может только в случае, если документ явно прописан в товарно-транспортной накладной, а её водитель предоставить обязан в соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД. Каких-либо дополнительных оснований требовать паспорт вещества пока нет!
Однако, даже если водитель предъявляет копию паспорта безопасности, инспектор не в состоянии определить, соответствует ли данный паспорт перевозимому грузу. Зачастую перевозчики прикладывают документы, не соответствующие перевозимому грузу, либо имеющие элементы фальсификации. Так вполне распространённой практикой является снижение группы упаковки перевозимого груза.
К примеру, если в паспорте безопасности на UN 1170 спирт этиловый, указать III группу упаковки, то не потребуется получение специального разрешения.
Однако с недавних пор, на сайте Опасник появился сервис, позволяющий определения зависимости группы упаковки от крепости спирта.
С нашей точки зрения паспорт безопасности при перевозке излишен, если у инспектора будет удобный доступ к базе данных паспортов.
В настоящее время многие производители химической продукции ведут реестры паспортов безопасности на свою продукцию. Однако, понятно, что необходим единый государственный реестр.
На официальном сайте Минпромторга России имеется Список продукции, на которую зарегистрирован паспорт безопасности химической продукции, с привязкой к организации, но пользоваться данным реестром крайне неудобно. И к тому же, последняя запись в данном реестре сделана 03.11.2017, что, надеемся свидетельствует не о заброшенности ресурса, а о разработке нового реестра.
Паспорт безопасности — обязательно ли иметь при перевозке?
Перевозка любой химической продукции должна будет сопровождаться наличием паспорта безопасности с момента вступления в силу технического регламента «О безопасности химической продукции» ТР ЕАЭС 041/2017, принятого решением Евразийского экономического союза 3 марта 2017 года №19. В этом документе глава IX посвящена паспорту безопасности.
И согласно п. 37 «Паспорт безопасности при поставках химической продукции должен включаться в состав сопроводительной документации на химическую продукцию».
Но, опять же, данный пункт не однозначно предписывает иметь на транспортном средстве паспорт безопасности. Паспорт безопасности должен включаться в сопроводительную документацию, но сопроводительную документацию может передать получателю груза и не водитель. Она может быть доставлена почтой, передана отдельно курьером и т.д.
Планировалось вступление в силу ТР ТС 041/2017 2 июня 2021 года. Однако, согласно письма Минпромторга России от 9 апреля 2021 года №28726/13, вступление в силу документа отложено на неопределенный срок.
В этом вопросе следует разобраться юристам. ТР ТС 041/2017 неизбежно будет принят и необходимо подготовиться к тому, что перевозить химическую продукцию можно будет только с паспортом безопасности!
Заключение
В Европе практика иметь при перевозке паспорт безопасности широко распространена. В России сложно встретить перевозчика химической продукции из Европы без паспорта безопасности. А поскольку мы в этих вопросах ориентируемся на запад и тех регламент уже принят, то поставщикам стоит смириться с мыслью, что на каждое новое вещество надо будет делать паспорт безопасности.
Оригинал паспорта безопасности должен храниться у изготовителя химической продукции, уполномоченного им лица или импортера и по требованию любых лиц предоставляться на безвозмездной основе. При этом, сроки предоставления информации не установлены, так же как способы поиска владельцев паспортов безопасности.
Одновременно под руководством Минпромторга России в настоящее время идет формирование Реестра химических веществ и смесей Союза. Данный реестр также должен вступить в силу одновременно с техническим регламентом ТР ТС 041/2017.
С одной стороны, реестр может значительно упростить формирование паспортов безопасности на уже зарегистрированные в нем вещества. С другой, если вещество не зарегистрировано в реестре, получение паспорта безопасности химической продукции на него станет невозможным. Необходимо будет провести дорогостоящую и длительную (по некоторым оценкам до двух лет) процедуру нотификации и только после ее проведения возможно формирование паспорта безопасности.
Заходите на наш портал (откроется в новой вкладке), оставляете комментарии к статьям, вступайте в группу в контакте!
Спасибо, многое не знали. Много полезной информации.