Сельское хозяйство является одним из основных потребителей и поставщиков опасных грузов, это перевозки топлива, агрохимикатов, пестицидов, шрота, жмыха и многого другого. Продукты отжима не случайно попали в список грузов, которые надо перевозить с соблюдением требований ДОПОГ. Шрот и Жмых, в большинстве случаев являются опасным грузом!
А объем перевозок продуктов отжима в России огромен, на 5 миллионов тонн подсолнечного масла производится более 10 миллионов тонн шрота и жмыха ежегодно. И эти продукты вывозятся из маслозавода, а значит ежегодно совершается около миллиона рейсов.
Как показывает статистика нарушений, правилам перевозки опасных грузов в сельском хозяйстве более-менее соответствует перевозка топлива. Перевозка агрохимикатов и пестицидов осуществляется уже с многочисленными нарушениями. А вот то, что жмых и шрот являются опасными грузами, для многих перевозчиков является откровением. И получается, что порядка миллиона рейсов в год производятся с нарушением требований перевозки опасных грузов.
В статье рассмотрим, что такое жмых и шрот, как их правильно перевозить и какие есть инструменты для определения условий перевозки этих продуктов.
Содержание:
- Чем отличается Шрот от Жмыха и почему они опасны
- Соевая мука как разновидность шрота
- Жмых шрот касторовый
- Нарушения и наказание за неправильную перевозку шрота и жмыха
- Перевозка на морском и железнодорожном транспорте
- Сервис определения номера ООН жмыха и шрота
Чем отличается Шрот от Жмыха и почему они опасны
Шрот и жмых являются побочными продуктами извлечения растительного масла из семян. Жмых получается, путем прямого отжима. Шрот является продуктом прессования и последующей экстракции – вытяжки масел путем применения растворителя. Их производят в форме гранул либо чешуек.
Основная сфера использования — как корм для сельскохозяйственных животных. Продукт может применяться либо в чистом виде, либо в качестве добавки.
В списке опасных грузов, приведенных в таблице А ДОПОГ жмых встречается трижды, а шрот ни разу. Поэтому при привлечении к административной ответственности нарушители пытаются обосновать, что на шрот данное требование не распространяется. Однако это не так.
По физическим свойствам оба продукта похожи. Разве, что шрот содержит меньше жиров – не выше 3%, в отличие от 8-12% в составе жмыха. Но главное, они подвержены самонагреванию, вплоть до самовоспламенения, а это главный классификационный признак опасного груза класса 4.2. Не случайно согласно ДОПОГ жмых с массовой долей масла более 1,5% и влаги не более 11% классифицируется как UN 1386, а с долей масла не более 1,5% с той же влажностью UN 2217.
Почему же жмых попал в список опасных грузов, перечисленных в ДОПОГ, а шрот нет? Быть может он менее опасен? Вовсе нет.
Дело в том, что ДОПОГ формируется на трех официальных языках, и в двух из них английском и французском понятие шрот отсутствует. В немецком есть слово schrot, от которого и пошло собственно название, но этот термин обозначает дробь или нечто дробленое. И только в русском имеется различие между понятиями шрот и жмых. Мировой объем производства шрота соевого составляет более 200 млн. тонн, однако он называется экстрагированный жмых (extracted саке), чем в принципе и является, и перевозится как опасный груз.
И вот здесь начинается любимая некоторыми юристами игра в терминологию, когда международные понятия начинают трактоваться с точки зрения внутреннего законодательства. Проблема из технической переходит в лингвистическую. Слова могут совпадать, а вот закладываемый смысл бывает противоположным. При идентификации многих опасных грузов прежде всего стоит уяснить, какой смысл закладывался изначально. Главное — свойства вещества. Стоит заменить термин «шрот» на «жмых экстрагированный», как все становится на свои места.
Как было показано выше, содержание масла особо не влияет на способность к самовозгоранию. Но, может шрот ему и не подвержен? Оказывается, еще как подвержен. Так согласно ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», утвержденному распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (таб.2. Перечень химически опасных грузов) жмых и шрот перечисляются через запятую и имеют одни и те же опасные свойства: «Может медленно самонагреваться, а в увлажненном состоянии или при содержании неокисленного масла в избыточном количестве самовоспламеняться. Склонен к окислению, что способствует снижению содержания кислорода в атмосфере грузового помещения. Возможно образование углекислого газа».
Также и устаревший ГОСТ 11246-65 «Шрот подсолнечный. Технические условия» содержал п.3.5. «Во избежание самовозгорания в период хранения и в пути шрот должен кондиционироваться по влажности и охлаждаться перед хранением и отгрузкой до температуры не больше 35оС». В действующем ГОСТ 11246-96 данная фраза претерпела изменение. Мероприятия против самовозгорания остались, однако причина была опущена, что, не означает, что она исчезла. «п.7.3 Подсолнечный шрот перед хранением и отгрузкой должен охлаждаться в зимние месяцы до температуры не выше плюс 35 °С. В летние месяцы температура должна быть не более чем на 5 °С выше температуры окружающего воздуха».
Мука соевая
В ДОПОГ, понятие жмых оказывается гораздо шире, чем жмых и даже шрот. Так, это подтверждается специальным положением 142, которое относится к UN 2217 и освобождает от действий ДОПОГ экстрагируемую растворителем соевую муку с содержанием масла не более 1,5% и влажностью не более 11%. То есть если соевая мука содержит более 1,5% жира и менее 11% влаги, то она попадает под понятие жмых и должна перевозиться под UN 1386.
Правда, под это определение попадает не вся соевая мука. Согласно ГОСТ 3898-56 соевая мука делится на три вида:
- необезжиренная, вырабатываемая из соевого зерна (влажность 9%, жирность 17%),
- полуобезжиренная – вырабатывается из соевого жмыха (влажность 9%, жирность 5-8%).
- обезжиренная – вырабатывается из соевого шрота (влажность 10%, жирность 2%).
Не- и полуобезжиренную муку нельзя однозначно отнести к опасным грузам. Требуется проведение дополнительных испытаний. Так, встречаются паспорта безопасности (MSDS) зарубежного производства без указания на то, что она обладает опасными свойствами.
Обезжиренная должна перевозиться под UN 1386. Мука соевая может соответствовать специальному положению 142 и перевозиться без применения требований ДОПОГ только в случае если в результате применения технологий экстрагирования будет достигнут показатель 1,5% жирности.
Таблица 1. Основные виды соевой муки
Наименование | Стандарт | Влажность % | Жирность % | Номер ООН |
Мука соевая Необезжиренная или полуобезжиренная | ГОСТ 3898-56
| 9 | 5-17 | Требует дополнительных испытаний |
Мука соевая обезжиренная | ГОСТ 3898-56
| 10 | 1,5-2 | 1386 |
10 | < 1,5 | Не опасный | ||
Прошедший термообработку | Не опасный |
Жмых (шрот) касторовый
Отдельной позицией в ДОПОГ идет жмых клещевинный или касторовый. Вне зависимости от влажности и жирности он является опасным грузом 9 класса UN 2969. Данное отнесение связано прежде всего с ядовитыми свойствами касторовых бобов и продуктов их переработки для животных и человека. Впрочем, согласно специального положения 141, после прохождения термообработки, продукт, произведенный в соответствии с ГОСТ 17290-71 перестает быть опасным грузом несмотря на то, что по параметрам жирности и влажности может быть отнесен к классу 4.2.
Нарушения и наказание за неправильную перевозку шрота и жмыха
Серьезными нарушениями считается:
- отсутствие ДОПОГ-свидетельства водителя,
- несоответствие конструкции транспортного средства,
- отсутствии средств ликвидации происшествий с опасным грузом,
за которые предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 12.21.2 КоАП РФ до 500 тыс. рублей на юридическое лицо, лишение прав водителя на срок до полугода и помещение транспортного средства на специализированную стоянку.
Менее серьезные нарушения:
- неправильная маркировка,
- нарушение оформления документации,
- отсутствие средств индивидуальной защиты и дополнительного оборудования.
Эти нарушения менее серьезные, но все равно штраф в 250 тыс. рублей многократно превышает затраты на обучение водителей и подготовку транспортного средства.
Перевозка на морском и железнодорожном транспорте
Железнодорожники данную проблему решили кардинально. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам от 05.04.96 № 15 содержат в перечне опасных грузов под номерами UN 1386 и UN 2217 шрот, который был специально включен новыми строками решением протокола № 64 от 19.05.2016.
Морские правила, регулируемые МК МПОГ под номером UN 1386 содержит два вида жмыха:
Категория (а) – жмых, получаемый механической выжимкой;
Категория (b) – жмых, получаемый путем экстрагирования растворителем, что собственно и является шротом
А в UN 2217 шрот введен как синоним слова жмых. При этом, в английской версии наименование не претерпевает никакого изменения.
В официальном документе UN/SCETDG/50/INF 4. Приведен рисунок 4, в котором зеленная область соответствует шроту.
Определение номера ООН
Для определения условий перевозки Шрота и Жмыха на сайте Опасник разработан специальный сервис, который по параметрам груза определят его принадлежность к номеру ООН.
Чтобы получить результат работы сервиса, необходимо выбрать из списка требуемый груз и бегунками выставить два (или один для некоторых) параметра Влажность и жирность.
Фото обложки — Flower photo created by jcomp — www.freepik.com
Очень подробная статья по существу вопроса. Спасибо разработчикам и за удобный сервис, и за разъяснение.
вот откуда у гаишников золотые унитазы: ловили фуры со жмыхом ..
На аютинском посту практикуется штрафовать за перевозку жмыха без разрешений,будьте аккуратны
ЖОМ свекловичный сюда не попадает?
Опасность самонагревания и как следствие самовозгорания жмыха обусловлена свойством окисления жирных кислот . Жом сушеный, согласно ГОСТ 54901-2012 содержит до 14% влаги, не менее 7% протеина и не менее 10% сахарозы. Жиров нет, либо их количество настолько ничтожно, что нормированию не подлежит. Поэтому, жом свекловичный не является опасным грузом класса 4.2.
Разве не будут применяться изъятия по пункту 1.1.3.6. ДОПОГ? Получается 4 транспортная категория, класс 4.2., группа упаковки III, тогда большую половину требований ДОПОГ к шроту не нужно применять.
Согласно таблице 1.1.3.6.3, к 4 транспортной категории относятся только три номера ООН класса 4.2 (UN 1361, 1362, 3542). Для UN 2217 или UN 1386 транспортную категорию смотрите в колонке 15 таблицы А ДОПОГ. Данные номера относятся к 3 транспортной категории и в количествах до 1000 кг на транспортную единицу в упаковках могут перевозиться без соблюдения ряда требований ДОПОГ.
Спасибо за ответ, подскажите еще пожалуйста, нужен ли консультант на предприятии, осуществляющем погрузо-разгрузочные работы со шротом? Посмотрела Ваш вебинар за август 2022 тогда требование было, но говорили, что обратитесь в Минтранс за уточнением.
Добрый день, подскажите, пожалуйста, получать специальное разрешение на перевозку автотранспортом нужно только в отношении грузов повышенной опасности, а не всех опасных грузов? Т.е. на шрот не нужно разрешение и согласование маршрута?
Да, вы правильно понимаете!