Перевозка Кислот автомобильным транспортом — Как правильно организовать и на что обратить внимание

Грузовик с кислотой

Перевозка кислоты автомобильным транспортом мероприятие ответственное и во многих случаях опасное. И что бы избежать непоправимых последствий для людей и окружающей среды, следует принять все меры безопасности для совершения перевозки.

Физические свойства веществ наш мозг принимает гораздо легче чем химические. То, что вещество может разъесть железную цистерну мы не понимаем интуитивно, и, часто, незнания о правилах безопасности обращения с кислотами могут стоит нам очень дорого.

При планировании перевозки кислот значительно проще и дешевле воспользоваться накопленным опытом, существующими инструкциями и нормативными документами, чем действовать на авось. Анализ аварий при перевозке кислот автотранспортом говорит о том, что несущественные, на первый взгляд, отклонения от писанных правил, могут привести к печальным последствиям.

Содержание:

1. Чем опасны кислоты для человека и окружающей среды
2. Классификация кислот по ДОПОГ
3. Требование к перевозке кислот автомобильным транспортом на примере серной кислоты
4. Требование к таре для перевозки кислот
5. Некоторые особенности некоторых кислот
6. Письменные инструкции о кислотах – когда они вас дезинформируют
7. Заключение

Чем опасны кислоты для человека и окружающей среды

Кислоты – это опасные для здоровья человека химические вещества. Они могут привести к химическим ожогам, нарушениям в работе дыхательной системы, а также стать причиной пожара. Особую опасность составляют концентрированные формы кислот, но и разбавленные растворы несут в себе вред. И даже небольшие выбросы кислот в окружающую среду приводят к экологическим катастрофам, выжигая растительность и меняя установившийся кислотно-щелочной баланс.

Опасность испарений

Большинство часто перевозимых кислот высокотоксичны. Испарения могут стать причиной раздражение слизистых носа, горла и легких. Самая опасная ситуация это отек легких – состояние, опасное для жизни человека, когда жидкость в легких блокирует доступ кислорода к кровеносному потоку.

Контакт с кислотой

Концентрированные кислоты могут вызвать химические ожоги. Ожог кислотой мгновенная боль и повреждение места контакта. Некоторые кислоты, например, фтороводородная, может проникнуть под кожу и вызвать костные повреждения.

Наиболее часто, в быту, ожоги кислотой получают при попытке разбавить её водой. Надо твердо запомнить, что для разбавления кислоты необходимо влить кислоту в воду, но никак не наоборот!  Кислота тяжелей чем вода, в следствии чего, вода распределяется на поверхности, и за счет выделения большого количества тепла при смешивании она вскипает и начинается неконтролируемое разбрызгивание кислоты.

Опасность возгорания

При смешивании кислот с другими химическими веществами может произойти взрыв.

При реакции кислот с некоторыми металлами образуется газообразный водород, который легко загорается.

Если знаете, что рядом есть кислота, то никогда не разводите костер и не курите.

 

Перед автомобильной перевозкой кислот любого типа следует тщательно изучить правила техники безопасности при работе с конкретным веществом. Все участники перевозки должны четко знать свои действия в случае разлития или контакта с веществом.

Классификация кислот по ДОПОГ

Кислоты относятся к коррозийным веществам и по классификации ДОПОГ отнесены к 8 классу. Основная опасность кислот отображена на знаке опасности веществ 8-го класса – опасность кожных ожогов и опасность коррозийного воздействия.

Знак опасности 8-го класса
Знак опасности 8-го класса

Классификация веществ и изделий 8-го класса в ДОПОГ дана в разделе 2.2.8.1.4.

К кислотам относятся следующие группы:

  • С1 – неорганические жидкие вещества, обладающие свойствами кислот, без дополнительной опасности
  • С2 – неорганические твердые вещества, обладающие свойствами кислот, без дополнительной опасности
  • С3 – органические жидкие вещества, обладающие свойствами кислот, без дополнительной опасности
  • С4 – органические твердые вещества, обладающие свойствами кислот, без дополнительной опасности
  • CO1 — жидкие окисляющие коррозийные вещества
  • CF1 — жидкие коррозийные легковоспламеняющиеся вещества
  • СТ1 – жидкие коррозийные токсичные вещества и изделия их содержащие
  • СОТ – жидкие коррозийные вещества окисляющие токсичные

ДОПОГ также подразделяет кислоты, в зависимости от степени опасности, на три группы упаковки:

  • Группа упаковки I – очень опасные
  • Группа упаковки II – средняя опасность
  • Группа упаковки III – незначительная опасность

Классификация вещества по коду и группе упаковки определяет требования к транспортировке указанные в Таблице А главы 3.2 ДОПОГ.

И если с классификацией кислот и общим условиям перевозки согласно ДОПОГ особо вопросов не возникает, то конкретные требования перевозки кислот автомобильным транспортом разнесены по ДОПОГ и прочим документам. Каждая конкретная кислота при транспортировке предъявляет свои требования. Прежде всего, это касается средства удержания груза. Материал, с которым непосредственно контактирует кислота должен быть максимально инертным к данной кислоте.

Требования к перевозке на примере серной кислоты

Серная кислота широко используется во многих отраслях жизнедеятельности человека, например, она используется в аккумуляторах, при изготовлении удобрений и взрывчатых веществ. Как следствие, перевозка серной кислоты достаточно востребованная услуга на рынке автомобильных перевозок.

Прежде всего следует определиться с номером ООН. Для серной кислоты их несколько:

  • кислота серная, содержащая более 51% кислоты перевозится под UN 1830,
  • кислота серная дымящаяся — UN 1831,
  • кислота серная отработанная — UN 1832,
  • кислота серная, регенерированная из кислого гудрона — UN 1906,
  • кислота серная, содержащая не более 51% кислоты — UN

Такое разнообразие номеров ООН не случайно — условия перевозки для каждого пункта отличаются очень сильно. Для нашего примера берем первый пункт – UN 1830.

Структура серной кислоты
Структура серной кислоты

Помимо номера ООН, для определения требований к перевозке серной кислоты автотранспортом необходимо знать следующие параметры:

  1. Количество вещества – допустим надо перевезти 5600 литров
  2. Способ перевозки – Автоцистерна металлическая – алюминиевый сплав
  3. Значение рН –7,7

 

Основываясь на указанных параметрах, с использование ДОПОГ и ТР ТС 018/2011  последовательно составляем перечень требований к перевозке серной кислоты автотранспортом.

В итоге получаем следующий набор требований:

Маркировка

Автоцистерна маркируется большими знаками опасности, соответствующими знаку № 8, представленному на рисунке выше.  Большой знак опасности должен размещаться сзади и по бокам цистерны.

Идентификационный номер опасности размещается на табличке оранжевого цвета, где в верхней части цифра 80 – коррозийное или слабокоррозийное вещество, в нижней части номер ООН перевозимого вещества – в нашем примере 1830. Есть два варианта размещения маркировки на цистерне, которые допускает ДОПОГ для заданных параметров:

  • Табличка оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН спереди транспортного средства и сзади.
  • Табличка оранжевого цвета без номеров спереди и сзади транспортного средства, а табличка оранжевого цвета с идентификационным номером опасности и номером ООН размещается слева и справа на автоцистерне.
маркировка транспортного средства при перевозке NU 1830 в автоцистерне
Маркировка транспортного средства при перевозке NU 1830 в автоцистерне

На цистерне, согласно п.6.8.2.5.1 ДОПОГ, должна быть закреплена коррозиеустойчивая металлическая табличка, содержащая основную информацию о цистерне.

коррозиеустойчивая металлическая табличка
Коррозиеустойчивая металлическая табличка

Так же на самой цистерне или на коррозиеустойчивой металлической табличке, закрепленной на цистерне, должна быть информация об операторе, о максимальной массе и о порожней массе цистерны.

Согласно закону «О рекламе» (№38-ФЗ от 13.03.2006) на цистерне не допускается нанесение какой-либо рекламы. Информация о владельце автоцистерны и производителе в данном случае рекламой не является.

Запрет рекламы
Запрет рекламы

Оборудование

При осуществлении перевозки груза (так и при порожней перевозке) в наличии должен быть следующий набор оборудования (8.1.5 ДОПОГ):

  • Противооткатный башмак – размер должен соответствовать транспортному средству и диаметру колес (по ТР ТС 018/2011 противооткатный упор и их должно быть две штуки)
  • Два предупреждающих знака с опорой (по ТР ТС 018/2011 два знака аварийной остановки)
  • Аварийный жилет – количество жилетов должно соответствовать количеству членов экипажа (по ТР ТС 018/2011 одежда яркого цвета)
  • Переносной осветительный прибор для каждого члена экипажа – без металлических поверхностей, что бы не дал искру. (по ТР ТС 018/2011 карманный фонарь)
  • Пара защитных перчаток так же для каждого члена экипажа.
  • Средство защиты глаз, то же для всех членов экипажа
  • Лопата (по ТР ТС 018/2011 также лопата)
  • Дренажная ловушка
  • Сборный контейнер
  • Жидкость для промывания глаз

 

Необходимое оборудование
Необходимое оборудование

 

Нормативный документ ТР ТС 018/2011 в п.20.8 приложения 8 обязывает иметь на транспортном средстве, помимо того, что перечислено в ДОПОГ (дубли в списке не приводим) следующий набор оборудования:

  • Два фонаря автономного питания с огнями оранжевого цвета
  • Средство нейтрализации перевозимых опасных грузов
  • Набор ручного инструмента для аварийного ремонта
  • Запас песка
Дополнительное оборудование по ТР ТС 018/2011
Дополнительное оборудование по ТР ТС 018/2011

Помимо указанных наборов, на транспортном средстве так же должно быть противопожарное оборудование, а именно, 2 переносных огнетушителя емкостью не менее 6 кг каждый.

Требование к конструкции транспортного средства

  1. На контактах аккумулятора должна быть изолирующая крышка. Если ёё нет, то они должны дополнительно изолироваться И здесь вторично приходится сталкиваться с опасными свойствами кислот. Так как, основная часть аккумуляторов транспортных средств кислотные, то они при работе выделяют легковоспламеняющийся водород, поэтому аккумуляторный ящик должен хорошо проветриваться. (9.2.2.4 ДОПОГ)
  2. Не допускается использовать осветительных приборов с винтовым цоколем (9.2.2.5 ДОПОГ)
  3. Для топливного обогревателя не допускается использовать программируемый таймер (9.2.4.7.5 ДОПОГ). Выключатель может быть в кабине или снаружи (9.7.7.1 ДОПОГ). Обогревательный прибор должен соответствовать требованиям и иметь маркировку Е22, 122R-000000 (9.2.4.7.1 ДОПОГ).
Обогревательный прибор
Обогревательный прибор

Недопустимо использование газового обогревательного оборудования. Обогреватель должен находится строго между кабиной и цистерной – не допускается размещение нагревателя в кабине и в грузовом отсеке.

  1. Тормозное оборудование должно соответствовать требованиям (Е22, 13-HR-000000) (9.2.3 ДОПОГ)
  2. Система замедления без тормозов должна укомплектовываться защитным экраном, во избежание какого-либо, даже частичного нагрева груза (9.2.4.6 ДОПОГ)
  3. Должна быть предусмотрена дополнительная защита электрических кабелей (9.2.2.2.2).
  4. Автомобиль должен быть оборудован устройством или функцией ограничения скорости. Скорость транспортного средства не должна превышать 90 км/ч (9.2.5 ДОПОГ)
  5. Задний бампер должен выходить за пределы цистерны, как минимум, на 10 сантиметров, тем самым защищая цистерну от удара сзади (9.7.6 ДОПОГ)
  6. Должна быть обеспечена защита фитингов при опрокидывании (6.8.2.1.28 ДОПОГ)
  7. АБС (9.2.3. ДОПОГ)
  8. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090)
  9. Аппаратура ГЛОНАСС (Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641, Приказ Минтранса РФ от 09.03.2010 №55)
  10. Дополнительных топливных баков быть не должно (ТР ТС 018/2011 в п.20.3 приложения 8)

Документы

Водитель с собой должен иметь следующий набор документов:

  1. Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя базовый курс + курс по перевозке в цистернах (8.2 ДОПОГ) – должен иметь каждый водитель
  2. Удостоверение личности с фотографией (паспорт) должен иметь каждый член экипажа (8.1 ДОПОГ)
  3. Письменные инструкции должны находиться в машине в легкодоступном месте, что бы в случае чрезвычайной ситуации не возникло проблем с их извлечением (5.4.3 ДОПОГ)
  4. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (9.1.3 ДОПОГ)
  5. Транспортный документ, например, транспортная накладная. ДОПОГ не определяет название транспортного документа, но определяет его наличие (8.1.2.1 ДОПОГ) и правила по его заполнению (5.4.1 ДОПОГ)

Требование к таре для перевозки Кислот

Отдельно выделим требования к таре для перевозки кислот. К цистернам, и вообще к таре предъявляются очень серьезные требования. Химическая активность кислот сильно ограничивает возможность применения материала тары, например, попытка перевезти серную кислоту в стальной цистерне может привезти не только к необратимым последствиям для цистерны, но и взрыву выделяемого водорода. Не редки случаи, когда кислота разъедает цистерну в местах сварки из-за выжига легирующих присадок.

Как правило, перевозят кислоты в емкостях:

  • пластиковых
  • алюминиевых
  • стальных с полимерным покрытием
  • из нержавеющей стали
  • стеклянных или керамических

Чаще всего цистерна изначально делается под одну или несколько кислот со схожими свойствами. Информация о перевозимых грузах должна записываться в свидетельство о допуске транспортного средства.

Для перевозки серной кислоты в пределах рН от 5,0 до 8,0 подходит цистерна с корпусом, изготовленным из алюминиевого сплава, в том числе цистерны с защитной облицовкой (TU42).

Подходят цистерны с кодом L4BN, то есть цистерну для веществ в жидком состоянии (L), давлением не более 4 бар, с отверстиями для наполнения сверху и опорожнения снизу (B), не имеющая вентиляционной системы и не являющейся герметически закрытой (N).

Чем ниже концентрация кислоты, тем ниже группа упаковки. Однако это не значит, что понижается безопасность транспортировки. Поэтому к кислотам не применяют обычную в ДОПОГ практику, когда номер ООН присваивается один, а групп упаковки существует несколько.

Так, например, малоуглеродистая сталь цистерны практически не подвергается разрушению при перевозке концентрированной серной кислоты UN 1830, но подвержена сильной коррозии при перевозке разбавленной серной кислоты UN 2796. Известны случаи разрушения цистерн для перевозки кислот в местах запотевания, образовавшихся из-за температурных перепадов.

Иногда применяют анодную защиту автоцистерны для снижения скорости коррозии металла.

Некоторые особенности некоторых кислот

  • Кислоты группы упаковки I относятся к грузам повышенной опасности при перевозках в цистернах свыше 3 000 литров и их перевозка без специального разрешения запрещена.
  • Перевозка прекурсоров, веществ, участвующие в производстве наркотиков, запрещена. Ряд кислот являются прекурсорами.
  • Оборот лизергиновой кислоты запрещен в соответствии с постановлением правительства от 30.06.98 № 681
  • Перевозка ангидрида уксусной кислоты лицензируется
  • Производство или использование серной свыше 45% и соляной свыше 15% кислот требует дополнительного учета и ежеквартальной подачи сведений в ГУНК МВД.

Письменные инструкции о кислотах – когда они вас дезинформируют

  1. Дополнительный знак опасности 6.1 требуется только для нескольких кислот (UN 1786, 1790, 1831, 2032 – это весь список), а значит при перевозке, согласно письменных инструкций, остальных кислот противогаз не требуется. НО, пары многих кислот смертельно опасны и средства защиты органов дыхания должны быть обязательно!
  2. Технический регламент ТР ТС 018/2011 требует нахождения на транспортном средстве при перевозке средств нейтрализации груза. В случае кислот, как известно, лучше всего нейтрализует щелочь. Однако, она также является опасным грузом и может вызвать бурную реакцию. Поэтому рекомендуется использовать порошки, содержащие щелочной компонент – известняк, доломит, соду. При этом количество ее рассчитать невозможно, так как отсутствуют методики.

Заключение

В статье, в качестве примера, приведены требования к перевозке серной кислоты, но стоит отметить, что указанные требования соответствуют только тем условиям, которые так же приведены в статье. Если изменить тару или количество вещества, не говоря уже про само вещество, то требования могут сильно измениться.

 

Например, если перевозить смесь фтористоводородной и серной кислот, то при объемах менее 3000 литров, спецразрешение не требуется. Надо оценить, что выгоднее, сделать больше рейсов или тратить время и деньги на получение специального разрешения. О грузах повышенной опасности читайте здесь. .  То есть, при планировании перевозке кислот вы можете выбрать удобоваримый наименее затратный способ, подбирая нужную тару, объем и прочие параметры.

 

С помощью ДОПОГ и прочих нормативных документов не просто сразу сформировать полный перечень требований к перевозке опасного груза. В этом случае значительно облегчают работу электронные справочники ДОПОГ, такие как «Эксперт ОГ». С помощью программы вы сможете быстро и точно определить условия перевозки и выбрать наименее финансово затратный способ.

 

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте. В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки ОГ, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».

 

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (15 оценок, среднее: 4,93 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *