Как определить, является ли перевозимый груз, грузом повышенной опасности и нужно ли на его перевозку спецразрешение

грузы повышенной опасности погоня

Очень неприятная ситуация, когда инспектор на дороге требует предъявить специальное разрешение на перевозку груза повышенной опасности, а разрешения вроде, как и нету. Вы почему-то решили, что перевозка этого опасного груза не требует спецразрешения. И, кстати, штраф в этих случаях тоже неприятный, доходит до 500 тысяч рублей на юридическое лицо.

Для одних опасных грузов требуется специальное разрешение, выдаваемое Ространснадзором, для других не требуется, а для третьих, совсем не понятно, когда-то надо, когда-то не надо! А на самом деле есть простые правила, которые однозначно определяют необходимость спецразрешения для выполнения перевозки.

В статье попробуем разобраться, как определить, является ли опасный груз грузом повышенной опасности? что такое груз повышенной опасности? как гарантированно определить необходимость специального разрешения при перевозке опасного груза? Поговорим о проблемах, вопросах к законодателям, которые накопились в части выдачи специальных разрешений.

Содержание:

  1. Грузы повышенной опасности это…
  2. «Особо опасные грузы» и почему это не «грузы повышенной опасности»
  3. Выдача специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности
  4. Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства
  5. Консультант по безопасности при перевозках опасных грузов – зачем он нужен перевозчику
  6. Заключение

Грузы повышенной опасности это…

Грузы повышенной опасности — это такие грузы, которые могут быть использованы в террористических целях и привести к серьезным последствиям:

— многочисленной гибели людей

— серьезным разрушениям

— социально-экономическим потрясениям.

Для перевозки грузов повышенной опасности обязательно должно быть получено специальное разрешение. Спецразрешение свидетельствует о том, что перевозка, как и маршрут перевозки согласованны с владельцами дорог, по которым этот самый маршрут пролегает, автомобиль соответствует требованиям по перевозке данного груза, на предприятии есть компетентный специалист организующий эту перевозку.

охрана груза повышенной опасности

Для определения, является ли опасный груз грузом повышенной опасности, в ДОПОГ, в разделе 1.10.3.1.2 приведена разъясняющая таблица. Как мы видим из таблицы, для определения, является ли перевозка груза, перевозкой груза повышенной опасности, необходимы три параметра:

  • Опасный груз (класс, классификационный код, группа упаковки, ООН либо иные признаки)
  • Количество
  • Способ перевозки

Заметим, что понятие «груз повышенной опасности» больше относиться к перевозке груза, т.к. на это влияют такие параметры как количество и способ перевозки – параметры конкретной перевозки. Одно и то же вещество, в зависимости от этих параметров, может транспортироваться и как обычный опасный груз и как груз повышенной опасности.

При выборе способа транспортировки во многих случаях можно организовать перевозку так, что дополнительных затрат на получение специального разрешения не потребуется. Так, например, UN 1203 бензин – является грузом повышенной опасности только при перевозке в цистернах в количестве свыше 3000 литров, а вот любое количество бензина в бочках (или в кубовых IBC-контейнерах) в неограниченном количестве не является грузами повышенной опасности.

Также, если транспортное средство следует с остатками груза в количестве меньшем, чем требуется в соответствии со специальным разрешением, то груз перестает быть грузом повышенной опасности и уход с маршрута не является нарушением.

Для определения «груза повышенной опасности» 7-го класса веществ используется таблица, приведенная в пункте 1.10.3.1.3 ДОПОГ. В случае радиоактивных материалов основным параметром является значение активности радионуклидов на упаковку.

С проблемой отнесения груза к грузам повышенной опасности сталкиваются не только перевозчики, но и инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также при выдаче специальных разрешений.

Но стоит отметить положительную динамику. Растет опыт как перевозчиков, так и специалистов Ространснадзора. Так если пять лет назад до 25% специальных разрешений выдавалось на грузы, не являющиеся грузами повышенной опасности, то в настоящее время этот показатель составляет не более 10%.

При этом, по данным Ространснадзора, в ходе контроля на дороге, процент перевозок грузов повышенной опасности без специального разрешения за исключением взрывчатых веществ, топлива и углеводородных газов достаточно высок. Практически половина грузов повышенной опасности перевозится без специального разрешения.

 «Особо опасные грузы» и почему это не «грузы повышенной опасности»

В разговоре, понятия «особо опасный груз» и «груз повышенной опасности» считают взаимозаменяемыми, но это не совсем так. Говорящие понимают друг друга и никакой путаницы не происходит, но правильно говорить «груз повышенной опасности».

В кругу специалистов по перевозке опасных грузов, сказать «особо опасный груз», имея ввиду «груз повышенной опасности» считается проявлением непрофессионализма, и вас обязательно поправят.

Вопрос здесь в происхождении терминов в нормативных документах.

Понятие «особо опасный груз» было введено приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.1995 №73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (приложение 7.2). Для их перевозки грузоотправитель должен был получать разрешение на перевозку в МВД, а в ряде случаев перевозка была невозможна без вооруженной охраны и автомобиля сопровождения. Приказ был отменен в 2016 году (Приказом Минтранса России от 5 сентября 2016 г. N 262). И само понятие уже нигде в нормативных документах не используется.

А выдачу разрешений МВД прекратило задолго до отмены приказа. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ не предусматривал данную функцию и органы МВД прекратили согласовывать маршруты перевозки особо опасных грузов.

Старайтесь в речи использовать правильный термин «груз повышенной опасности», определение которого дано в законе о транспортной безопасности. Если вы используете другой термин «особо опасный груз», то вас поймут, но у слушателей сложится о вас определенное мнение, как о специалисте. Использовать же термин «особо опасный груз» в официальных документах не стоит — это будет явной ошибкой.

Выдача специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности

Перевозка грузов повышенной опасности допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого Ространснадзором. Это определено в двух нормативных документах:

  • Для перевозок по территории Российской Федерации — статья 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ
  • Для международных перевозок — ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Порядок выдачи спецразрешений определен в следующих документах:

  • Для перевозок по территории Российской ФедерацииПриказ Министерства транспорта РФ от 11 апреля 2022 года №127 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов».
  • Для международных перевозок Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 года №439 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов»

Полномочиями на оказание государственной услуги выдачи специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности наделен Ространснадзор, а точнее его подразделение Госавтодорнадзор. Для получения спецразрешения следует обратиться в ближайшее территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации компании или индивидуального предпринимателя, на которого планируется получить разрешение. Получение услуги через сайт госуслуг на момент написания статьи не реализовано.

Для получения спецразрешения на перевозку опасных грузов по РФ требуется согласование маршрута со всеми владельцами дорог. Статью про то, как составить маршрут, чтобы он был согласован как можно быстрее, читайте в статье блога.

Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства

Главная проблема для получения спецразрешения, это паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства! С этой проблемой сталкиваются перевозчики, впервые получающие специальное разрешение. Она связана с законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Если ранее требовалось внесение транспортного средства в реестр категорированных транспортных средств, который вел Росавтодор и процедура занимала в среднем около 3 месяцев, то с внесением изменений в 16-ФЗ федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ, для выдачи специального разрешения с 30.01.2020 требуется паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Паспорт разрабатывается перевозчиком, но для получения специального разрешения необходимо предоставить уведомление о его приеме Росавтодором. При этом ни форма паспорта, ни порядок его выдачи не определены!

Имеется разъяснение Департамента транспортной безопасности Минтранса РФ о возможности выдачи специальных разрешений на основе включения транспортных средств в реестр категорированных транспортных средств в прежнем порядке, однако, что делать с новыми транспортными средствами пока не ясно. Использование их для перевозок грузов повышенной опасности пока невозможно.

Для решения этого вопроса можно обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадора, в котором вы планируете получить спецразрешение, но, скорее всего, они перенаправят вас в территориальное подразделение надзора за транспортной безопасностью, и уже там вам подскажут, какие аккредитованные Росавтодором организации занимаются аттестацией транспортных средств для их включения в Реестр категорированных.

А вообще, требование достаточно формальное. Включение ТС в реестр никак не влияет на транспортную безопасность. Уровень антитеррористической защищенности у всех ТС практически одинаков, за исключением бронированных специальных транспортных средств, использующихся для перевозок опасных грузов исключительно редко.

И еще, специальное разрешение выдается на механическое транспортное средство. А опасный груз перевозится, как правило, в полуприцепе. И уровень его защищенности не проверяется совсем. Как укрепленная запорами и защищенная, кабина тягача может защитить груз, находящийся в крытом брезентом фургоне, не понятно!

Консультант по безопасности при перевозках опасных грузов – зачем он нужен перевозчику

Обязательным условием выдачи специального разрешения является наличие у перевозчика в штате или по договору найма консультанта по безопасности при перевозках опасных грузов. Данный специалист должен соответствовать квалификационным качествам и иметь свидетельство установленного образца.

Консультант должен быть у каждого перевозчика опасных грузов, однако на практике в его найме заинтересованы только перевозчики, работающие с грузами повышенной опасности. И, как правило, формальное наличие должности консультанта вполне достаточно для получения заветного разрешения.

Согласно 1.10.3.1.2 ДОПОГ перевозчики грузоотправители и грузополучатели для перевозки грузов повышенной опасности должны разрабатывать планы обеспечения безопасности. Квалифицированные консультанты составляют этот план без особых проблем, но если для Вас составление плана представляет значительную проблему, то за помощью по его составлению можно обратиться на сайт Опасник.

Стоит заметить, что квалифицированный консультант по перевозке опасных грузов, как правило выгоден предприятию перевозчика. Консультанты не только могут избежать значительных штрафов за неправильную перевозку опасных грузов, но и могут организовать перевозку так, чтобы она не требовала дополнительных финансовых вложений.

Консультант по безопасности при перевозке опасных грузов не только поможет свести к минимуму вероятность чрезвычайного происшествия, но и поможет сэкономить на ежедневной деятельности по перевозкам опасных грузов.

Заключение

ДОПОГ дает четкое понимание, является ли опасный груз «грузом повышенной опасности» и требуется ли для его перевозки специальное разрешение. Если Вам не очень удобно каждый раз при появлении подобного вопроса открывать толстенную книжку и искать нужную главу, то хорошим подспорьем для Вас может стать электронный справочник ДОПОГ – Эксперт ОГ.

Программа Эксперт ОГ

  • не только поможет определить, нужно ли спецразрешение на перевозку указанного груза в указанном количестве и упаковке, но и
  • подробно расскажет и покажет, как подготовить транспортное средство к выполнению перевозки,
  • поможет составить необходимые документы для выполнения перевозки и главное, что
  • за каждым советом программы стоит ссылка на первоисточник, т.е. нормативный документ, который определяет указанные требования, на который вы можете сослаться при необходимости.

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте. В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (13 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *