Изменения ДОПОГ 2023

Подавляющее количество перевозчиков опасных грузов возят одни и те же грузы. Как маркируется транспортное средство, как правильно оформить транспортные документы, и прочие условия перевозки консультанты знают наизусть. Но раз в два года выходит новый ДОПОГ и условия перевозки необходимо пересмотреть. Чаще всего изменения небольшие или их просто нет, но встречаются корректировки ДОПОГ, которые требуют значительных изменений.

В конце 2022 года вышла новая редакция ДОПОГ 2023. Сравнивать две версии документа задача сложная и требующая много времени, особенно учитывая объем ДОПОГ. Если вы хотите самостоятельно найти все нововведения, и ищете где взять текст нового ДОПОГ 2023, то переходите на раздел полезных ссылок нашего портала и оттуда уже попадете на официально опубликованную версию документа.

Специалисты экспертного центра Опасник уже провели анализ изменений ДОПОГ 2023 и донесли эту информацию до наших клиентов и участников вебинаров в конце 2022 года. В данной статье коротко перечислим основные изменения документа и оценим влияние изменений на условия перевозок.

  1. Процедура появлений изменений в ДОПОГ
  2. Требования к конструкции ТС и средствам удержания грузов
  3. Требования к маркировке
  4. Редакционные правки
  5. Изменения документации
  6. Процедуры погрузки, разгрузки, отправки
  7. Проверка автоцистерн и баллонов под давлением

Откуда появляются изменения в ДОПОГ

Основой ДОПОГ, да и всех других правил перевозки опасных грузов, являются Типовые правила – так называемая оранжевая книга, а также Руководство по испытаниям и критериям. Любые изменения в данных документах автоматически влекут изменения отраслевых правил, в том числе ДОПОГ.

Каждые полгода вопросы изменения ДОПОГ рассматриваются в ходе заседания рабочей группы WP.15. А также имеется совместная рабочая группа WP.15/АС.1, которая рассматривает вопросы, общие для ДОПОГ, ВОПОГ, и RID (ВОПОГ – правила перевозок ОГ по внутренним водным путям, RID — правила перевозок ОГ по железным дорогам).  Эта рабочая группа также принимает решения по внесению изменений во все три нормативных документа.

Таким образом формируются три источника изменений, которые генерируют их в течении 4-х сессий за двухгодичный период.

Специалисты портала Опасник участвуют в рабочей группе ВП 15 в составе представителей Российской Федерации. Группа ВП 15 рассматривает вопросы исключительно ДОПОГ.

На представленной картинке приведено фото экрана с 112-го заседания группы, прошедшее в ноябре 2022 года. Заседания проводятся в дистанционно-очной форме. Мы, естественно, участвовали дистанционно. Кто территориально находится близко к Женеве предпочитают присутствовать очно.

От нашей части рабочей группы готовилось около десятка предложений. Но все они потонули в бюрократической рутине согласований. В ДОПОГ 2023 года ни одного предложения от Российской Федерации принято не было. Но другие изменения, за большинство из которых мы голосовали, были приняты. И далее в статье рассмотрим основные изменения правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Изменение требований к конструкции и средствам удержания грузов

Требования к переносным цистернам из волокнита

Появилась новая глава с требованиями к переносным цистернам из волокнита «Требования к конструкции, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн с корпусом из армированных волокном пластмасс (АВП)». При этом, новой главе был присвоен номер ране существовавшей главы 6.9. А бывшая глава 6.9 получила номер 6.13. Дело в том, что аналогичная глава 6.9 появилась  в Типовых правилах, и для гармонизации было принято решение отдать тот же номер аналогичной главе и в ДОПОГ.

Сверхбольшой контейнер-цистерна

Появился новый вид контейнеров-цистерн — сверхбольшой контейнер-цистерна. Сверхбольшими считаются контейнер-цистерны вместимостью более 40 тысяч литров.  В главе 1.8.5.4 ДОПОГ имеется форма отчета о происшествиях с опасными грузами. Это средство удержания уже включено в него.

В главу 6.8 также добавлены некоторые требования по данным цистернам. Так, если минимальная толщина стенки цистерны установлена 3 мм, то для сверхбольшой не менее 4,5 мм. Также установлены требования по давлению. Оно не может быть меньше 4 бар.

Требования к автоматическому тушению двигателя

Значительно изменен раздел 9.7.9.  Это изменение коснулось перевозок легковоспламеняющиеся газов и жидкостей в транспортных средствах FL. А поскольку, в эту группу входит и бензин, то можно сказать, что меняется условие самых массовых перевозок! Также изменение коснулось и транспортных средств ЕХ/III.

Изменение относится к оборудованию транспортного средства системой автоматического тушения отсека, в котором расположен двигатель. Это требование существовало и раньше, но распространялось только на МЕМU и ЕХ/III цистерны.

9.7.9.1     Следующие транспортные средства должны быть оборудованы автоматической системой пожаротушения для отсека, в котором расположен двигатель внутреннего сгорания, приводящий транспортное средство в движение:

  1. a) транспортные средства FL, перевозящие сжиженные и сжатые воспламеняющиеся газы с классификационным кодом, содержащим букву F;
  2. b) транспортные средства FL, перевозящие легковоспламеняющиеся жидкости группы упаковки I или группы упаковки II; и
  3. c) транспортные средства EX/III.

Требования к теплозащитному экрану

Также изменения коснулись и требования наличия теплозащитного экрана. Ранее это требование тоже распространялось только на MEMU и ЕХ/III цистерны. Теперь требование, что экран должен быть металлическим убирается, но функции остаются. И это также коснется газовозов FL, бензовозов, а также других транспортных средств FL и всех транспортных средств ЕХ/III.

Но паниковать не стоит, нет необходимости бежать переоборудовать имеющиеся машины. Транспортные средства, ранее введенные в эксплуатацию, могут обходиться без экранов и систем автоматического пожаротушения. Да и вновь приобретаемые могут пока не соответствовать этим пунктам ДОПОГ: требования становятся обязательными для FL только с 2029 года (переходное положение 1.6.5.23 — 1.6.5.25).

9.7.9.2     Следующие транспортные средства должны быть оборудованы теплозащитой, способной сдержать распространение огня от колес:

  1. a) транспортные средства FL, перевозящие сжиженные и сжатые воспламеняющиеся газы
    с классификационным кодом, содержащим букву F;
  2. b) транспортные средства FL, перевозящие легковоспламеняющиеся жидкости группы упаковки I или группы упаковки II; и
  3. c) транспортные средства EX/III.

Но, если данные условия выполняются сейчас, в свидетельстве о допуске ТС требуется ставить отметку. Согласно редакции ДОПОГ 2021 если ТС EX/III соответствует п. 9.7.9, то в пункт 11 должна вноситься об этом запись.  В новой редакции ДОПОГ 2023 данный пункт распространяется на FL и EX/III и теперь запись универсальная, и подходит для всех типов транспортных средств.

Требования к цистернам для перевозки сжиженных охлажденных воспламеняющихся газов

Вводятся требования к цистернам для перевозки сжиженных охлажденных воспламеняющихся газов (1038 – этилен, 1961 – этан, 1966 – водород, 1972 – метан, 3138 – смесь этилена, ацетилена и пропилена, 3312 – газ н.у.к.).

Все патрубки для наполнения и опорожнения, в том числе расположенные в газовой фазе, должны иметь мгновенно закрывающиеся автоматические клапаны. Требования распространяются на автоцистерны и контейнеры-цистерны (пункт 6.8.3.2.3 ДОПОГ).

Использование электромобилей для перевозки ОГ

ДОПОГ 2023 – это первый ДОПОГ, где допускается возможность перевозки опасных грузов на электромобилях. Европа наметила стратегический переход на электромобили. В таблицу 9.2 введена отдельная строка по электромобилям. Но пока согласовали только для типа АТ – то есть автоцистерны для перевозки неогнеопасных грузов. Вопросы обеспечения взрывозащищенности, которые требуются для FL необходимо дополнительно исследовать.

При этом, разделы 9.2.4.6 Система замедления без тормозов и 9.2.4.7 топливные обогревательные приборы сдвигаются на позицию, а под номером 9.2.4.6 вклинивается новое требование Электрический привод. Также вводятся требования к системе электрического рекуперативного торможения, то есть, когда электродвигатель начинает работать в режиме генератора и часть энергии возвращается в сеть.

В качестве особенностей повестки дня, этой, да и нескольких последних сессий рабочих групп следует отметить перекос в сторону снижения углеродных выбросов. В частности, применения электромобилей в качестве транспортных средств для перевозки опасных грузов, и следующую за ней проблему производства, перевозки и утилизации литиевых аккумуляторов.

И это неслучайно. Европа видит главную угрозу в глобальном потеплении, т.к. уровень мирового океана постоянно повышается. Драйвером здесь выступают Нидерланды, 25% территории которых ниже уровня моря, и они готовы на все, чтобы снизить темпы этого повышения. Европарламент даже принял решение, согласно которому с 2035 года в Европе будет запрещена продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, как бензиновыми, так и дизельными.

Применительно к нашей действительности — это очень дальняя перспектива. Пока пробег на одной зарядке порядка 200 км и годится лишь для внутригородских доставок. Да и аккумуляторы пока очень чувствительны к низким температурам.

На картинке представлен электромобиль беспилотник. Вопросы использования беспилотников для перевозки опасных грузов пока не поднимаются. Вся надежда по-прежнему на водителя. Но есть перевозки, в которых именно водитель подвергается повышенному риску. Это класс 1 и 7. Например, при перевозке просроченных взрывчатых веществ к местам утилизации. Здесь беспилотники могут оказаться незаменимыми.

Беспилотники привлекательны, тем, что не нужно соблюдать режим труда и отдыха, и, как следствие, можно забыть про тахограф и двигаться, пока не кончится топливо или заряд.

Но вернемся к ДОПОГ -2023. Требования к электромобилям, также распространяются и на гибридные ТС. Они не должны использоваться для перевозок ЕХ и FL.

Изменение требований к маркировке

Маркировочный знак для клапанов газовых цистерн

На газовых автоцистернах для перевозки сжиженных воспламеняющихся газов, оборудованных предохранительными клапанами, теперь должен размещаться маркировочный знак. Размеры 25 см на 25 такие же как большие знаки опасности. На цистернах, не оборудованных предохранительными клапанами маркировочные знаки размещаться не должны.

Знак на автоцистернах должен будет размещаться по бокам и сзади. На контейнерах-цистернах и переносных цистернах с четырех сторон. Если вместимость цистерны меньше 3000 л, то с двух противоположны сторон либо по бокам, либо с торцов.

Изменилось условие маркировки ТС для небольших емкостей, а именно примечание к 5.3.2.1.5

Сам пункт говорит о том, что, если таблички оранжевого цвета, прикрепленные к контейнерам, многоэлементным газовым контейнерам (МЭГК) или переносным цистернам не видны, то таблички должны прикрепляться снаружи транспортного средства.

В прошлой редакции ДОПОГ 2021 имеется примечание, согласно которого настоящий пункт не обязательно применять к транспортным средствам, контейнеры для перевозки грузов навалом/насыпью, цистерны и МЭГК максимальной вместимостью 3000 л.

Теперь это требование расширено на контейнеры.

При этом, они могут быть объемом от одного кубического метра.

Изменение знака литиевых батарей

Повышенное внимание к использованию литиевых батарей приводит к постоянному внесению изменений по их применению и перевозке.

Знак литиевых батарей появился в ДОПОГ 2017 года. До этого этой редакции ДОПОГ специальное положение 188 требовало абстрактную маркировку с указанием того, что в упаковке содержатся литиевые батареи и существует опасность воспламенения. Должно было указываться также то, что надо принять меры в случае повреждения упаковки и позвонить по нанесенному на маркировке номеру телефона.

В ДОПОГ 2021 изменились размеры знака. Он из прямоугольного 120 на 110 стал квадратным 100 на 100.

В ДОПОГ 2023 года исчезло требование указания номера телефона.

Маркировка устройств опорожнения

Появилось уточнение относительно маркировки запорных устройств наружной арматуры.  Так клапан имеет два или три запора в зависимости от кода цистерны. Согласно ДОПОГ 2021 положение или направление закрывания должны быть хорошо видны. Известны случаи привлечения к ответственности за отсутствие таких указаний.

Например, на приведенном на картинке API адаптере, который используется в качестве вторичного запора, отлито направление открывания: есть стрелка и надпись «OPEN». Если таких указаний нет, это является поводом для штрафа!

В ДОПОГ 2023 наличие маркировки указания направления открытия/закрытия на внешнем фланце уже не требуется. Сухоразъемные соединения работают в режиме самозакрывания. Затвор этого типа должен использоваться только в качестве крайнего затвора.

А вот для других клапанов (донный клапан или первичный, в некоторых случаях вторичный) требование усиливается. И возражения типа: «да здесь всего два положения», уже не пройдут. Оба положения должны быть четко обозначены соответствующими надписями: «Открыто», «Закрыто».

Маркировка затворов сосудов под давлением

В ДОПОГ 2023 достаточно сильно переработана глава, касающаяся сосудов под давлением. И появилось требование маркировки затворов.

Согласно пункту 6.2.2.11 ДОПОГ, на затворы должны быть нанесены на весь срок эксплуатации, а значит выдавлены, разборчивые маркировочные знаки:

  1. a) знак изготовителя;
  2. b) стандарт на конструкцию;
  3. c) дата изготовления;
  4. d) знак проверяющего органа.

Редакционные правки

ДОПОГ 2023 содержит значительное количество редакционных правок

Список сокращений

Появился новый раздел главы 1.2 список сокращений. Многие сокращения, которые применялись без расшифровки получили ее. Те, же которые были разбросаны по тексту, теперь собраны в одной главе ДОПОГ.

Внесены правки, не влияющие ни на что)

Внесено значительное количество косметических правок, которые не на что не влияют.

Например, в таблице со знаками опасности у класса 9 вычеркнуто «включая вещества, опасные для окружающей среды».  Хорошо, что в письменных инструкциях не потребовалось ничего менять. В них эта запись и так была без убираемого хвоста.

Изменение Таблицы А

Внесены изменения в таблицу А по достаточно значительному количеству номеров ООН. По некоторым номерам были внесены изменения в иных разделах.

Поменяли текст инструкции по упаковке и ряд специальных положений. Четыре из которых были введены вновь. Часть изменений не значительная, а часть окажет влияние на перевозку.

Изменения документации

ДОПОГ 2023 вносит изменения в ряд документов. Свидетельство о допуске мы уже рассмотрели, когда шла речь о системах автоматического пожаротушения и защитных экранах. Расскажем о других измененных документах.

Список обязательных документов присутствующих на ТС

Меняется список обязательных документов, которые должны быть на транспортной единице при перевозке опасных грузов. Если ранее транспортное средство, груженое контейнером с опасным грузом двигалось в направлении порта, то свидетельство о загрузке контейнера было обязательным. Данный документ теперь обязателен только при морской перевозке и зачастую готовится портом в комплекте морских перевозочных документов. Водителю автотранспорта он не к нужен. Свидетельство о загрузке контейнера не обязательно.

8.1.2     Документы, находящиеся на транспортной единице

8.1.2.1 Помимо документов, предписываемых другими правилами, на транспортной единице должны находиться следующие документы:

  1. a) транспортные документы, предписанные в разделе 5.4.1, на все перевозимые опасные грузы и, при необходимости, свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства, предписанное в разделе 5.4.2;
  2. b) письменные инструкции, предписанные в разделе 5.4.3;
  3. c) (Зарезервирован)
  4. d) удостоверение личности каждого члена экипажа транспортного средства с фотографией в соответствии с подразделом 1.10.1.4.

8.1.2.2 На транспортной единице должны также находиться следующие документы, если положения ДОПОГ требуют их составления:

  1. a) свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или ее элемент;
  2. b) свидетельство о подготовке водителя, предписанное в разделе 8.2.1;
  3. c) копия утверждения, выданного компетентным органом, когда это требуется в соответствии с пунктами 5.4.1.2.1 с) или d) или 5.4.1.2.3.3.

Условия необходимости спецразрешения на перевозку 1 класса

Меняется подход к определению отношения грузов класса 1 к грузам повышенной опасности. Согласно предыдущей редакции ДОПОГ 2021, если количество вещества меньше, чем указано в 1.1.3.6, то на грузы глава 1.10 не распространятся и, следовательно, специального разрешения не требуется. Однако, на некоторые номера ООН, которые были перечислены в 1.1.3.6 все равно спецразрешение требовалось.

В редакции ДОПОГ 2023 перечисление убрали. И теперь изъятие не распространяется на весь 1 класс грузов. И на некоторые грузы, на которые не требовалось получение спецразрешения, теперь требуется.

НАПРИМЕР, если раньше можно было перевозить до 20 кг пороха без специального разрешения (кроме 0509 и 0305, для которых оно не требуется ни при каких количествах) то теперь это послабление убрали. Для других классов все осталось по-прежнему.

Запись в транспортный документ при перевозке отходов

Появилось пояснение (пункт 5.4.1.1.3.2), как быть, если количество отходов не может быть точно измерено. А такое часто бывает, когда отходы смешиваются и разбавляются.

В некоторых случаях достаточно указать перечень тары и ее объем. При этом, в транспортном документе должна быть сделана запись:

«КОЛИЧЕСТВО, НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 5.4.1.1.3.2».

Запись в транспортный документ при стабилизации

Внесено уточнение в 5.4.1.1.15. В ДОПОГ 2021 пункт касался только стабилизации путем регулирования температуры.

Стабилизация необходима при перевозках грузов, когда при определенных условиях может наступить неконтролируемая реакция. Стабилизация может быть достигнута и за счет введения присадок – так называемая химическая стабилизация и за счет других методов.

Если слово «СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ(-АЯ, -ОЕ)» уже не указано в надлежащем отгрузочном наименовании, оно должно быть добавлено к надлежащему отгрузочному наименованию, если используется стабилизация, и слова «ПРИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ» должны быть добавлены
к надлежащему отгрузочному наименованию, если стабилизация осуществляется посредством регулирования температуры или сочетания химической стабилизации
и регулирования температуры.

     

    Если составной частью надлежащего отгрузочного наименования являются слова «ПРИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ», в транспортном документе должны быть указаны контрольная и аварийная температуры следующим образом:

              «Контрольная температура: …°C Аварийная температура: …°C».

Требования к органическим пероксидам и само реактивным веществам остались прежними.

Изменение требований к погрузке, разгрузке, отправке

ДОПОГ 2023 существенно расширил часть, которая касается процедур, связанных с перевозкой опасных грузов.

ДОПОГ 2023 разрешил применять при перевозке сосуды под давлением, сертифицированные в США (пункт 1.1.4.7).

Конкретизированы требования при осмотре контейнеров или кузовов транспортных средств перед погрузкой навалом/насыпью (пункт 7.3.1.13).

А также более подробно описан термин «конструктивно непригодный» применительно к грузовой транспортной единице (пункт 7.5.1.2). Термин транспортная единица это ТС или ТС с прицепом, полуприцепом. А грузовая транспортная единица – ТС, контейнер, цистерна.

Проверка автоцистерн и баллонов

В новой редакции ДОПОГ 2023 значительно обновлено все, что касается проверок и испытанный цистерн и сосудов под давлением.

Введены два определения проверяющего органа (пункт 1.8.6). Утвержденный – это орган, утвержденный внутри страны. Признанный – орган, признанный другой страной. Компетентный орган назначает проверяющего органа для проведения: оценок соответствия, периодических проверок, промежуточных проверок, внеплановых проверок, предэксплуатационных проверок и контроля за внутренней инспекционной службой, относящихся к главам 6.2 и 6.8.

Согласно постановлению правительства от 24 июля 2021 года №1262 ответственным за производство и испытания сосудов под давлением назначен Минпромторг, а автоцистерн Росстандарт.

Процедура, если кратко, следующая: компетентный орган утверждает проверяющий. Если не утвердил, то проверками занимается сам. Причем, компетентный орган должен убедиться, что проверяющий орган может эту деятельность оказывать.

Для проверок автоцистерн орган должен быть типа А

Для проверок сосудов под давлением А или В

Компетентный орган должен осуществлять контроль за деятельностью проверяющего органа. На сайте Компетентного органа должна быть информация о всех проверяющих органах, включая клеймо.

Проверку можно проходить в другом государстве, если проверяющий орган признан компетентным органом другой страны.

Проверяющий орган должен информировать компетентный орган о любом отказе в выдаче свидетельства об утверждении типа.

О любом отказе в выдаче свидетельства о проверке

Предоставлять информацию о любой своей деятельности.

А также описываются процедуры проведения проверок от утверждения типа до периодических проверок в процессе эксплуатации.

В редакции ДОПОГ 2021 указано, что проверки должен проводить эксперт, утвержденный компетентным органом и на табличке, также ставит клеймо эксперт. Таким образом допускалось, что экспертом может быть, как организация, так и персональное лицо.

В новой редакции ДОПОГ 2023 введено изменение. Теперь проверки проводит проверяющий орган и клеймо ставится именно проверяющего органа.

Проверяющий орган оформляет свидетельство о проверке, служащее основанием для выдачи свидетельства об утверждении типа или в процессе эксплуатации при получении свидетельства о допуске ТС. Напомним, что проверки начнутся с 1 марта 2024 года.

Заключение

В статье рассмотрены основные изменения ДОПОГ 2023. Надеемся, что информация поможет вам скорректировать требования к вашим перевозкам.

Для более детального и наглядного изучения изменений предлагаем вам посмотреть прошедший 8 декабря 2022 года вебинар.

При использовании программного обеспечения Эксперт ОГ нет нужды заниматься исследованием новых версий нормативных документов. Все изменения своевременно попадают в программу. Программа Эксперт ОГ всегда формирует актуальный перечень требований к перевозке опасного груза.

Если вам есть что добавить к статье, может мы забыли сказать о каком-нибудь важном моменте, прошу писать нам на адрес электронной почты или в комментарии к статье.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (47 оценок, среднее: 3,79 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *