Контроль и надзор за перевозчиками опасных грузов – штрафы, разрешения, права

штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Надоело получать штрафы за нарушение перевозок опасных грузов? Уже наизусть выучили текст статьи 12.21.2 КоАП? Есть много способов научиться соблюдать требования нормативных документов и обезопасить себя от штрафов, например воспользоваться программой «Эксперт ОГ», но в этой статье поговорим о другом.

Статья о том, какие разрешения требуются при перевозке ОГ; кто, за что и по какой статье может оштрафовать перевозчиков опасных грузов. А также про то, кто может прийти с проверкой в вашу фирму, и кто может остановить вашу машину при совершении перевозки.

Права и возможности сотрудников контрольно-надзорных органов строго ограничены законодательством, и вам, как перевозчику или организатору перевозок, не помешает знать как свои права, так и права контролеров! Эти знания могут сильно сэкономить ваши нервы и деньги!

Содержание

  1. Разрешительная деятельность
  2. Контрольно-надзорная деятельность
  3. Штрафы за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом
  4. Заключение

Разрешительная деятельность контрольно-надзорных органов

Перевозка опасных грузов всегда находилась в зоне повышенного внимания государства. Государство посредством контрольно-надзорных органов, во-первых, выдает разрешения, лицензии на действия с опасными грузами, а во-вторых, контролирует выполнение требований непосредственно при осуществлении деятельности.

Практически всегда органы, осуществляющие разрешительную деятельность, уполномочены осуществлять и контроль за ней.

Разрешительные функции условно можно разделить на выдачу лицензий и на выдачу разрешений. Лицензия выдается на вид деятельности. Разрешение — на конкретные перевозки. Разрешения могут быть разовыми, и на период.

Лицензируемые перевозки опасных грузов.

В отличие от остальных видов транспорта, деятельность по перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте, в целом, не лицензируется.

Так было не всегда. Был период, когда перевозки опасных грузов лицензировались. Но в какой-то момент было принято решение, что достаточно одной лицензии на грузовые перевозки, и их объединили. Когда же было отменено лицензирование грузовых перевозок, то вместе с ними и перевозки опасных грузов стали нелицензируемой деятельностью.

На всех остальных видах транспорта, кроме автомобильного, перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию.

И всё же есть перечень опасных грузов, которые нельзя перевозить автомобильным транспортом без лицензии:

  • Ядерные материалы и радиоактивные вещества. Для перевозки требуется Лицензия, выдаваемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Наркотические, психотропные вещества, прекурсоры. Требуется Лицензия органа исполнительной власти субъекта РФ. Для пересечения границы потребуется так же лицензия регулятора внешнеторговой деятельности.
  • Этиловый спирт и нефасованная спиртосодержащая продукция (боле 25%). Перевозки Лицензируются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование.

Разрешения

Для получения разрешения в заявлении указывается конкретная информация, например: машина, маршрут, перевозимый груз. И уже принимая решение о выдаче документа, контрольно-надзорный орган основывается на рассмотрении и анализе конкретных параметров перевозок.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Разрешение необходимо получать для следующих видов перевозок:

  • Перевозка грузов повышенной опасности по территории Российской Федерации возможна только с разрешением, полученным в территориальном подразделении Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ)
  • Международная перевозка грузов повышенной опасности также осуществляется только с разрешением Госавтодорнадзора. При этом, перевозчик должен иметь допуск от Госавтодорнадзора для осуществления международных перевозок, и карточку допуска конкретного транспортного средства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ)
  • Транспортировка оружия и патронов требует разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом, надо понимать, что опасными грузами является только патроны. (ст. 69 Правительства РФ от 21.07.1998 N 814)

Также, для всех видов перевозок опасных грузов, транспортное средство должно получить соответствующее свидетельство. Выдача свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов осуществляется органами МВД (ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»)

Контрольно-надзорная деятельность

Контрольно-надзорная деятельность делится на проверки субъектов, и на контроль на дороге. Проверками субъектов занимаются только сотрудники территориальных подразделений Госавтодорнадзора. Проверками на дороге, помимо Госавтодорнадзора, занимаются и сотрудники ГИБДД.

Проверка бензовоза

Проверки субъектов

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.  Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Контроль на дороге

На дороге водителю чаще всего приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД. Реже встречаются посты Госавтодорнадзора. У подразделений Госавтодорнадзора контроль на дороге проходит в форме двух мероприятий: это может быть транспортный контроль, а может быть рейдовое мероприятие.

CAMERA

Право остановки

Сотрудник Ространснадзора может остановить перевозчика только в зоне действия знака «Транспортный контроль». Произвольно, где угодно, остановка транспортного средства может быть осуществлена только сотрудником ГИБДД.

Пост весового контроля

Если сотрудники Госавтодорнадзора проводят рейдовое мероприятие, то, чаще всего, остановку транспортного средства осуществляет сотрудник ГИБДД, а уже выявлением нарушений занимается сотрудник Госавтодорнадзора.

Применимость статей КоАП РФ

Рассмотрим основные статьи и нарушения, которые чаще всего применяются именно к перевозчикам опасных грузов, опустив общеизвестные статьи ГИБДД, такие как: за скорость, отсутствие прав и тому подобные.

Cтатья 11.23 – нарушение режима труда и отдыха

Статья применяется при обнаружении следующих нарушений:

  • нарушение режима труда и отдыха
  • отсутствие или нарушение правил использования тахографа

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 500 до 5 000,

на должностное лицо – от 7 000 до 10 000,

на индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000,

на юридическое – от 25 000 до 50 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор и ГИБДД

 

Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности

часть 1

Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:

  • Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
  • Диспетчера
  • Контролера автотранспортных средств

Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

 

часть 2

Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий

штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

 

часть 3

Если не проводится предрейсовый контроль, то будет

штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

 

часть 5

В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей

штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

 

часть 6

Нарушение прочих правил безопасности перевозок.

В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:

  • Нарушения в путевом листе или его отсутствие
  • Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
  • Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
  • Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
  • Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)

Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор.

 

Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 000 до 2 500 или лишение прав от 4 до 6 месяцев,

на должностное лицо – от 5 000 до 20 000,

на юридическое – от 150 000 до 500 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор, ГИБДД, таможня.

Инспектор Госавтодорнадзора обладает правом вынесения постановления на месте, в то время как инспектор ГИБДД по данной статье может составить только протокол, а право вынесения постановления предоставлено начальству, от заместителя командира роты ДПС и выше.

Таможенные органы могут выносить постановление по ч.1 ст. 12.21.2 в случаях, когда международная перевозка опасных грузов осуществляется без специального разрешения.

Стоит обратить внимание: когда нарушение обладает признаками, позволяющими отнести его к разным статьям КоАП РФ, но в одной предусмотрена административная ответственность за нарушение общих правил, а в другой за нарушение конкретных, — применяются нормы конкретной статьи.

К примеру, согласно ст.20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», запрещено размещение рекламы на транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов. И данное нарушение подходило бы под ч.2 ст.12.21.2, если бы не было ст. 14.38, ч.3 которая предусматривает ответственность за размещение рекламы на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов.

По данной части штраф не только значительно меньше, но и, согласно ст.23.48 КоАП РФ, в качестве органов, уполномоченных выносить постановление, определены только Органы внутренних дел и Федеральный антимонопольный орган.

За нарушение лицензионных требований право административного воздействия есть у всех лицензирующих органов.

Заключение

По результатам анализа правоприменительной практики Госавтодорнадзора прошлого и текущего года видно, что сумма наложенных штрафов по нарушениям перевозки опасных грузов увеличилась в 2,5 раза.

Это связано в первую очередь с тем, что инспектора Госавтодорнадзора стали чаще выявлять нарушения. Это стало возможным после внедрения Ространснадзором в программный комплекс СКАТ-ТК электронного помощника ДОПОГ — подсистему СКАТ-ОГ, в которой каждый инспектор, задав параметры перевозки, видит все требования нормативных документов к перевозке опасного груза.

Подсистема СКАТ-ОГ выполнена на информационной базе программного продукта «Эксперт ОГ» (откроется в новом окне), и имеет один набор требований. Следование рекомендациям программы «Эксперт ОГ» при организации перевозки опасных грузов с большой долей вероятности избавит вас от штрафов на дороге, а также при прохождении плановых и внеплановых проверок.

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (16 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *