Является ли этиловый спирт, его растворы, алкогольные напитки опасным грузом? Безусловно, да. Но требования ДОПОГ к перевозке спиртосодержащей продукции сильно отличаются в зависимости от условий перевозки.
Требования к перевозке спирта зависят от большого количества факторов, и часто это становится причиной недопонимания между перевозчиком и инспектором контролирующих органов, что для перевозчика может обернуться крупным штрафом или даже конфискацией транспортного средства. Несоблюдение правил перевозки спирта для водителя может повлечь лишение права управления транспортным средством до полугода.
При организации перевозки важно знать и понимать, какие параметры и как влияют на требования к перевозке. В данной статье мы постараемся перечислить все факторы, влияющие на перевозку спиртосодержащей продукции и, а также расскажем, как они влияют и какие есть современные инструменты, помогающие правильно организовать перевозку.
Содержание:
- Классификация этилового спирта по ДОПОГ и исключения из правила
- Влияние количества этилового спирта на условия перевозки
- Идентификация UN 1170 и реальная практика
- Опасность для окружающей среды
- Новые требования к перевозке спирта, вступающие в силу в 2022-м году
- Что делать?
Классификация этилового спирта по ДОПОГ и исключения из правила
По предназначению и крепости этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию можно классифицировать следующим образом:
- Этиловый спирт в виде алкогольных напитков может перевозиться как UN 3065:
- НАПИТКИ АЛКОГОЛЬНЫЕ, содержащие более 70% спирта по объему;
- НАПИТКИ АЛКОГОЛЬНЫЕ, содержащие более 24%, но не более 70% спирта по объему.
- Спирт, используемый в качестве горючего, растворителя, дезинфицирующего средства, а также служащий исходным сырьем для производства алкогольных напитков должен перевозиться как UN 1170 ЭТАНОЛ (СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ) или ЭТАНОЛА РАСТВОР (СПИРТА ЭТИЛОВОГО РАСТВОР).
Как видно из классификации ДОПОГ, алкогольные напитки, содержащие не более 24% спирта по объему, согласно ДОПОГ, не подпадают под правила перевозки опасных грузов. Но это не все исключения.
Под требования ДОПОГ не подпадают также:
- готовые к употреблению изделия фармацевтической промышленности (лекарства), которые были изготовлены и упакованы для розничной продажи или распределения для индивидуального употребления или бытового применения (согласно специальному положению 601 ДОПОГ);
- алкогольные напитки, крепостью от 24% до 70%, при перевозке в сосудах, вместимостью не более 250 л (согласно специальному положению 145 ДОПОГ).
Последний пункт касается перевозки большинства алкогольной продукции, упакованной в бутылки, кроме некоторых марок абсента, с крепостью более 70% — такой напиток доставить к местам розничной продажи как неопасный груз, очевидно, не получится.
Влияние количества этилового спирта на условия перевозки
При перевозке в цистернах количество перевозимого груза влияет на то, является ли этот груз грузом повышенной опасности и нужно специальное разрешение на перевозку или не является и дополнительных разрешений не требуется! Этот вопрос очень важен для перевозчика в, во-первых, потому, что согласно КоАП, штрафы за отсутствие специального разрешения достаточно существенны и достигают 500 тысяч рублей на юридическое лицо. Во-вторых, получение спецразрешения это не быстрый процесс, и он может занять ни одну неделю.
Согласно ДОПОГ, UN 1170 и UN 3065 могут быть двух групп упаковки (ГУ). Если перевозимый груз соответствует критериям ГУ II, в количествах более 3000 литров при перевозке в цистернах, то он является грузом повышенной опасности и для его перевозки требуется специальное разрешение. Убедиться в этом можно, проанализировав таблицу 1.10.3.1.2 ДОПОГ или просто воспользовавшись сервисом сайта Опасник, который покажет, является ли груз грузом повышенной опасности или нет.
В сервисе можно проверить, что если ввести значение «3000» или меньше, то сервис показывает, что специального разрешения не потребуется. Для больших количеств оформление специального разрешения обязательно!
Идентификация UN 1170 и реальная практика
Как же определить группу упаковки?
Как правило, в транспортном документе указывается количество перевозимого груза и его крепость. Например, в представленной накладной указано содержание спирта 66%.
С этой накладной к нам на сайт Опасник обратился инспектор. На момент проведения проверки он не обладал полной информацией для принятия решения, и перевозчик отделался частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ за неправильное заполнение транспортной накладной и был отпущен. Однако, если провести подробный анализ, выясняется, что нарушения при перевозке допущены достаточно серьезные, и инспектор за отсутствие специального разрешения должен был применить 1-ю часть статьи 12.21.2 КоАП РФ, которая предусматривает постановку транспортного средства на специализированную стоянку, штраф на перевозчика от 400 до 500 тысяч рублей, а водитель должен был лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.
При перевозке такого груза в виде алкогольных напитков, которые относятся к UN 3065, вопрос решался бы достаточно просто. До 70% содержания спирта – III группа упаковки, свыше 70% — II группа упаковки. Сложней решить, является ли коньячный дистиллят алкогольным напитком. Термин «Дистиллят коньячный» введен ГОСТ Р 51145–2009, который заменил ГОСТ Р 51145–98, оперировавший термином «Спирт коньячный». При этом все технологии остались прежними. Кроме того, в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ применяется термин «Дистиллят коньячный (спирт коньячный)», следовательно, это синонимы. Данный дистиллят может быть использован для производства бренди или стать сырьем для кондитерской промышленности, но в любом случае не является напитком, готовым к употреблению, а, следовательно, не может быть перевезен как UN 3065, а должен перевозиться как UN 1170.
Согласно ДОПОГ, для UN 1170 основным критерием отнесения к группе упаковки является не крепость, а температура вспышки. Данное вещество относится к классу «Легковоспламеняющиеся жидкости», и, согласно 2.2.3.1.3 ДОПОГ, при температуре вспышки до 23оС, назначается группа упаковки II, а начиная с 23оС и до 60оС включительно — группа упаковки III.
И связь между крепостью и температурой вспышки не является линейной.
Самый простой способ определить группу упаковки – обратиться на сайт Опасник. В онлайн-сервисе уже просчитаны промежуточные данные и номер ООН с группой упаковки определяется автоматически. Дополнительные данные требуются лишь в небольшом диапазоне, зависящем от многих вторичных параметров.
Для коньячного спирта крепостью 66% определяется группа упаковки II, следовательно, в количестве более 3000 литров, а в данном случае 17 160 литров, перевозка без специального разрешения запрещена.
Опасность для окружающей среды
Другим немаловажным аспектом при перевозке является определение, является ли этанол веществом, опасным для окружающей среды. Это влияет в первую очередь, на маркировку транспортной единицы специальным маркировочным знаком.
Для этих целей на портале Опасник создан сервис «Проверка знака вещества, опасного для окружающей среды». С помощью сервиса мы можем убедиться, что этанол не является опасным для окружающей среды. Проверить корректность работы сервиса можно проанализировав пункт 2.2.9.1.10 ДОПОГ, и убедиться, что этанол не соответствует критериям для использования знака.
Следовательно, знак на цистерне при перевозке UN 1170 не требуется! А наличие такого знака влечет административную ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Новые требования к перевозке спирта, вступающие в силу в 2022-м году
С 1-го марта 2022 года вступает в силу Приказ Росалкогольрегулирования от 10.11.2021 № 397 «Об утверждении требований к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащается автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год».
Согласно Приказу, все перевозчики этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год, должны оснащать транспортные средства, техническими средствами со следующими модулями:
а) бортовой контроллер, оснащенный SIM-картой, для передачи данных по сети GPRS (далее — контроллер);
б) энергонезависимая память для записи и хранения навигационных и иных предусмотренных настоящими Требованиями данных;
в) модем для приема (передачи) навигационных и иных предусмотренных настоящими Требованиями данных с системой стандарта GSM;
г) спутниковый навигационный приемник систем ГЛОНАСС и (или) GPS;
д) ГЛОНАСС и (или) GPS антенна.
Эти модули должны обеспечивать следующую функциональность:
а) определение текущего местоположения, оснащенного техническими средствами автомобильного транспорта по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS;
б) запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти;
в) передача в ЕГАИС навигационных данных с периодичностью в диапазоне от 5 минут до 24 часов.
Что делать?
В части вопросов, касающихся идентификации спиртосодержащей продукции ответ как для перевозчика, так и для инспектора, очевиден. Нужно иметь точное представление о том, какой груз перевозится, и, исходя из этого, знать правила, по которым этот груз должен перевозиться. Правильная идентификация опасного груза является важнейшим элементом в этой процедуре, для чего на нашем портале и было создан сервис «Идентификация опасных грузов: Этанол»
Чтобы учесть все нюансы необходимо хорошо разобраться в ДОПОГ, использовать материалы данной статьи или воспользоваться специализированным сервисом на портале Опасник.
Касаемо технического оснащения, советуем перевозчикам подробно ознакомиться с Приказом Росалкогольрегулирования №397 от 10.11.2021 в официальных источниках и заблаговременно озаботиться соблюдением требований к транспортным средствам, чтобы не получить неприятные сюрпризы в виде штрафов после вступления Приказа в силу.
Какое количество спирта можно перевозить в 200 литровых бочках в не оборудованной машине ?
333 литра