Правила перевозки угля

Перевозки угля являются востребованным видом перевозки, в силу широкого применения данного вещества в промышленности и в быту. Сразу оговоримся, что в статье рассматриваются требования к перевозке угля в промышленных масштабах, или для производственных целей. Если вы везете на дачу пару мешков угля для шашлыков, то никакие требования ДОПОГ на эту перевозку не распространяются. А вот как правильно перевозить большие количества угля и его видов -возникает много вопросов как у перевозчиков, так и у инспекторов контролирующих органов.

Основной вопрос при подготовке к перевозке угля: является ли он опасным грузом или нет? Должна ли перевозка угля соответствовать требованиям ДОПОГ? Если должна, то это накладывает дополнительные требования к транспортному средству, к маркировке, к водителю и т.д., в общем, влечет дополнительные расходы. Но, если не выполнить требования ДОПОГ, то затраты могут быть существенно больше, когда инспектор наложит штраф за перевозку, не соответствующую требованиям.

В таблице А ДОПОГ имеется два номера ООН, относящихся к углю: UN1362 «Уголь активированный» и UN 1361 «Уголь животного или растительного происхождения». Какой уголь относится к какому номеру ООН, и, главное, при каких условиях уголь не относится к номеру ООН и перевозка может осуществляться без учета требований ДОПОГ? В этом и будем разбираться. В статье рассмотрим особенности перевозке Активированного угля, Древесного угля, Животного угля, Каменного угля, Сажи. Подробно рассмотрим требования к маркировке древесного угля. Определим, как влияет группа упаковки на требования для транспортировки.

Содержание

  1. Активированный уголь
  2. Древесный уголь
  3. Маркировка древесного угля
  4. Животный уголь
  5. Каменный уголь
  6. Сажа
  7. Сервисы определения требований перевозки угля и сажи

Активированный уголь

Активированный уголь производится в основном по ГОСТ 6217-74 из древесного угля  пиролизом при температурах около 500оС, путем дробления и последующей обработки водяным паром уже при температурах выше 800оС. После проведения данных процедур в угле образуется множество микропор различного размера, которые способны абсорбировать значительное количество веществ.

В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ 6217-74 для перевозки активированного угля действуют правила перевозки для используемого вида транспорта, то есть для автомобильного это ДОПОГ.

Применяемый в медицинских целях активированный уголь хоть и обозначается номером UN 1362, но, как правило, перевозится в освобожденных количествах (до 30 граммов на внутреннюю упаковку и до 1 кг на внешнюю). К такой перевозке не предъявляют никаких особых требований, кроме маркировки упаковки, ограничения количества упаковок 1000 шт. и указания об этом в транспортной накладной.

А вот используемый в ликеро -водочном производстве, активированный уголь марки БАУ-А или уголь для наполнения ацетиленовых баллонов (марка БАУ-Ац), для очистки парового конденсата (марка ДАК), для адсорбции из водных сред (марка БАУ-МФ), производятся только в промышленных масштабах и должны перевозиться в соответствии с полным перечнем требований ДОПОГ для UN 1362.

Древесный угль

Древесный уголь широко применяется не только для мангалов: его используют в производстве кристаллического кремния, цветных металлов, сероуглерода, ферросплавов, карбюризатора, для производства активированного угля.

То, что древесный уголь, как правило, является опасным грузом, для многих производителей и перевозчиков становится неприятным сюрпризом только при проверке на дороге.

Для того чтобы определить, является ли уголь опасным грузом или нет, проводят испытания. Согласно подпункта с) пункта 2.2.42.1.5 ДОПОГ. За основу критерия отнесения веществ к классу 4.2 взята температура самовозгорания именно древесного угля.  Казалось бы, уголь хранится в мешках в домах и магазинах, и никакого самовозгорания не наблюдается!

Все дело в критической массе. Если взять кубический образец древесного угля со стороной 3 м и довести его до температуры 50оС, то он самовоспламенится. Так как образцы объемом 27м3 в лабораторной практике неудобны, были разработаны иные методы, изложенные в пункте 33.3 Руководства ООН по испытаниям и критериям. Например, если тот же древесный уголь измельчить и плотно заполнить им кубическую емкость со стороной 10 см, а затем поместить на сутки в печь, в которой поддерживается постоянная температура 140оС, то он самопроизвольно нагреется до 200оС.

Соответствие образца описанному критерию достаточно для назначения древесному углю UN 1361 группу упаковки III.

Если партия была испытана и не соответствует описанному критерию, то данный образец не является опасным грузом.

При любом исходе испытаний лабораторией должен быть выдан на руки соответствующий документ, как правило -протокол испытаний.

Маркировка древесного угля

Отдельно стоит вопрос с маркировкой упаковок угля. Как уже говорилось выше, если вы купили пару мешков угля и везете их на дачу, то никаких требований к вам не предъявляется, независимо от маркировки мешков! А вот если вы, как юридическое лицо, тот же уголь доставляете в магазин (частник не имеет права это делать), то могут возникнуть значительные проблемы. Главное требование – на упаковке должен быть размещен знак опасности и номер ООН, и оно не выполняется!

Нетрудно продемонстрировать, насколько запущена ситуация. По запросу в поисковой системе отобразились мешки с древесным углем, не маркированные знаками опасности.

Причем, такая проблема наблюдается не только в России. На зарубежных сайтах картина аналогичная.

При детальном поиске иногда маркировка в виде знака опасности и номера ООН, всё же встречается.  Однако, от штрафа на дороге это никак не спасет, так как по форме или содержанию данная маркировка не соответствует требованиям ДОПОГ.

Например, хоть данный знак по форме и содержанию соответствует установленному ДОПОГ образцу, длина боковой стороны знака не превышает 1,5 см при минимальных размерах 10 см. А номер ООН просто отсутствует.

Простота производства древесного угля дает возможность его производства в полукустарных условиях. Таким изготовителям нет дела до соблюдения ГОСТ, маркировки и прочей «ерунды». В данной ситуации единственным источником информации об опасности груза становится инспектор на дороге. А административная ответственность за нарушения правил перевозок опасных грузов имеется, и не маленькая.  По первой части статьи 12.21.2 на юридических лиц предусмотрено наказание до 500 тыс. рублей. Да и водитель, взявший груз древесного угля с некорректной маркировкой, легко может лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Сейчас за данное нарушение наказывают очень редко, но анализ статистики штрафов при перевозке угля показывает, что их постоянно становиться все больше и больше.

Уголь животный

Животный уголь, в основном, производится из костей животных, крови и губок. Несмотря на низкий выход углерода – порядка 7%, он является ценным продуктом с уникальными свойствами. Поглотительная способность кровяного угля в 4 раза превышает костный и в 40 раз древесный уголь.

Животный уголь применяется в медицине, пищевой и легкой промышленности.

Все требования по перевозке, применяемые к древесному углю, применяются и к углю животного происхождения.

Каменный уголь

До сих пор не утихают споры, что такое каменный уголь (антрацит, кокс), можно ли его назвать продуктом растительного происхождения или же это минерал. Это безусловно интересный вопрос, но не для тех, кто занимается перевозкой и маркировкой каменного угля согласно ДОПОГ.

Ясность вносит специальное положение 665 ДОПОГ, согласно которому каменный уголь отнесен к «углю растительного или животного происхождения».

Не измельченные до порошкообразного состояния каменный уголь, кокс и антрацит, отвечающие классификационным критериям класса 4.2 группы упаковки III не попадают под действие ДОПОГ.

В отличие от угля древесного, каменный уголь может соответствовать группе упаковки II, III, или вообще быть не опасным. Для его перевозки обязательно должны быть проведены испытания.

Сначала нагревается кубический образец со стороной 10 см до температуры 140оС и выдерживания при ней в течение 24 часов. Если образец самопроизвольно нагревается до температуры 200оС или самовоспламеняется, то он считается способным к самовозгоранию. Затем образец уменьшают до размера 2,5 см и вновь проводят испытания. Если образец самопроизвольно нагревается до температуры 200оС или самовоспламеняется, то назначается группа упаковки II.

Разница в некоторых требованиях для разных групп упаковки приведена в табл.

UN 1361 группа упаковки III

UN 1361 группа упаковки II
Можно перевозить навалом/насыпьюНельзя перевозить навалом/насыпью
Можно перевозить в мешках до 50 кг, любое количество без свидетельства ДОПОГ водителя, таблички оранжевого цвета, устройства ограничения скоростиНельзя перевозить в мешках до 50 кг, больше в сумме 333 кг без свидетельства ДОПОГ водителя, таблички оранжевого цвета, устройства ограничения скорости
Куски каменного угля можно перевозить как не опасный грузКуски каменного угля нельзя перевозить как не опасный груз
Можно перевозить в мягких КСМНельзя перевозить в мягких КСМ

 

При контроле на дороге UN 1361, в случае если указана II группа упаковки и соответствующие требования соблюдены, вопросов не возникает. А вот если в документах указана III группа, или не указано, что перевозится опасный груз, то инспектор, даже при соответствии требованиям ДОПОГ, имеет основание возбудить административное расследование. В ходе расследования инспектор имеет право запросить документы, подтверждающие проведение испытаний для выбора III группы упаковки или подтверждающие, что данный груз не является опасным.  Также, инспектор может взять образец для проведения лабораторных исследований.

Сажа

Сажа указана в таблице В — алфавитном перечне синонимов опасных грузов: «Сажа (животного или растительного происхождения)» UN 1361. Однако из растительного и животного сырья сажа добывается в незначительных количествах. В основном, она производится путем сжигания природного газа, и, следовательно, не может быть растительного или животного происхождения.

Таким образом, сажа должна быть классифицирована как UN 3190 S4 II/III САМОНАГРЕВАЮЩЕЕСЯ ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, Н.У.К. При этом, в первоначальный период сажа склонна не только к самонагреванию, но и обладает пирофорными свойствами. А значит, должна перевозиться как UN 3200 ПИРОФОРНОЕ ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЕ, Н.У.К.

При этом, в п. 7.5.10 и п. 6.8.2.1.27 ДОПОГ, отдельно приводятся дополнительные требования к цистернам для перевозки угля и сажи UN 1361 ГУ II. Учитывая, что в промышленных масштабах из животного или растительного сырья сажу не добывают, указывать требования о перевозках в цистернах не имеет смысла. А вот объемы производства сажи газовой составляют 13 млн тонн, в том числе в РФ – 800 тыс. тонн ежегодно. При этом, требование п. 6.8.2.1.27 в неизменном виде переходит из ДОПОГ-2001. В мае 2003 г. была последняя правка п. 7.5.10, согласно которой требуется заземлять цистерны до наполнения или опорожнения сажей UN 1361 ГУ II. В обосновании предложения указана опасность воспламенения сажи от электростатического заряда, и не обозначено происхождение сажи. По всей видимости, при введении требований п. 7.5.10 и п. 6.8.2.1.27 подразумевалась сажа газовая. Таким образом, данный вопрос остается до конца неотрегулированным.

Исходя из вышесказанного, наиболее правильно сажу газовую (или произведенную из иного сырья кроме растительного и животного) следует перевозить под UN 3190, однако с соблюдением требований п. 7.5.10 и п. 6.8.2.1.27 ДОПОГ к UN 1361 ГУ II.

Сервисы определения требований перевозки угля и сажи

На сайте Опасник размещен ряд сервисов для идентификации опасных грузов. Один из них позволяет определить номер ООН и группу упаковки угля или сажи. Выбирается вид груза и, если требуются, указываются дополнительные критерии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *